Искажения в фотографии: как избежать технических ошибок

Есть довольно популярное мнение, что камера фиксирует реальность такой, какая она есть. Увы, оно совсем не верное. Если бы всё было так просто, не было бы деления на дорогие и дешёвые объективы, корректных и некорректных настроек и тысяч уроков по обработке. 

В этом материале читайте о том, как избегать самых распространённых ошибок техники, как исправлять их на постобработке, и том, почему слова «камера не врёт» — лишь распространённый миф.

Фокусные расстояния и перспектива 

Первое, что очень здорово может влиять на то, как выглядит конкретная сцена, снятая на конкретный фотоаппарат — это фокусное расстояние используемого объектива. Канонический пример ниже — посмотрите, как меняется лицо одного и того же человека, снятого в одних и тех же условиях на объективы с разным фокусным.

Эти изображения демонстрируют базовый принцип: широкоугольники будут пространство разворачивать, телевики — сплющивать. Более-менее правдоподобный вариант окажется посредине.

Впрочем, эти особенности разных объективов можно использовать сознательно для создания у зрителя того или иного визуального эффекта. Например, небольшие квартиры для сдачи или продажи чаще всего снимают на широкоугольник, чтобы помещение казалось более просторным. А урбанистические пейзажи часто снимают на длинный телеобъектив, чтобы «сплющить» пространство и сделать картинку более плотной.

Подробно об использовании телеобъективов в пейзажной фотографии мы писали в этом материале.

Но если важно сохранить более-менее естественные пропорции, стоит отказаться от широкоугольников (в этот класс попадает базовая камера практически любого смартфона) и использовать объектив с фокусным расстоянием в диапазоне от 70 до 135 мм. Это может быть важно, например, для предметной или каталожной съёмки, а также для классического портрета. 

Также перспективные искажения широкоугольников могут портить фотографии, где в кадре есть архитектура. 

Такие искажения несложно исправить, используя графический редактор. О конкретных инструментах мы очень подробно писали здесь и здесь.

Скользящий затвор 

А вот это техническая ошибка чистой воды. Если с фокусными расстояниями разных объективов можно развести дискуссию на тему «баг это или фича», то скользящий затвор (роллинг шаттер, rolling shutter) — это точно проблема без вариантов.

Такие ошибки возникают при использовании беззеркалок с электронным затвором. Суть технологии электронного затвора в том, что матрица считывает информацию построчно. И если скорость этого считывания небольшая, а фотограф резко дёрнул камерой во время съёмки — получаются такие вот «пьяные» пейзажи.

Избавиться от проблемы очень просто — использовать механический затвор вместо электронного. Также отметим, что проблемы со скользящим затвором — черта моделей, вышедших лет пять назад. В более свежих фотоаппаратах они встречаются существенно реже.

Хроматические аберрации

Ещё одна неприятная техническая ошибка, которая может возникать при использовании светосильных (или просто очень бюджетных) объективов — хроматические аберрации.

Хроматические аберрации — это досадный оптический эффект, который можно минимизировать при съёмке, избегая контрового света и слегка прикрывая диафрагму. На постобработке их убрать ещё проще. Больше информации по теме вы найдёте в этом материале.

Баланс белого 

Баланс белого — важная настройка, из-за которой на фото могут быть заметны искажения реальности, которые очень раздражают зрителя. Например, когда у людей кожа синеватая.

Здесь можно почитать о том, как подбирать корректный баланс белого в случае с портретами. Но в целом, если не зацикливаться на точной цветопередаче, с балансом белого всё очень интересно. Какой баланс правильный — который показывает предметы такими, какие они есть в сферическом идеале в вакууме или в конкретной ситуации в конкретном свете?

Снег под ярким небом января синеватый, а не белый — он отражает небо. Оставлять его синим или делать белым?

Можно сказать, что вы за естественность и оставить снег синеватым, можно стать адептом того, что «белое должно быть белым, иначе зритель будет воспринимать цвет, как брак» и увести баланс в теплоту. И в принципе в обоих случаях быть правым.

Ещё более неоднозначный выбор: если это, например, портрет, сделанный дома при ядрёном жёлто-зелёном свете недорогой флуоресцентной лампы. Убирать ли паразитный оттенок с лица? Он определённо был частью реальности при съёмке, но так ли это важно, или хороший цвет лица на портрете всё же важнее?

И на все эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Но есть над чем поразмыслить. В частности над тем, что если мы не можем в теории ответить, какой вариант цвета правильный, то как можно говорить о том, что автоматика показывает мир таким, какой он есть?

Глубина резкости и боке

Размытому фону часто прилетает за «неестественность» и то, что «это всё фотошоп». Хотя размытие фона — вообще совершенно естественный оптический эффект. 

Поднесите свою чайную кружку близко к лицу, сфокусируйте взгляд на ней, и задний план начнёт размываться. И чем дальше фон, тем менее резким он будет казаться. Также эффект размытия будет усиливаться с возрастанием фокусного расстояния объектива. Больше всего бокешки дают длинные телевики.

Если вы относите этот эффект к нереалистичным искажениям, его можно ослабить, прикрывая диафрагму объектива и не злоупотребляя слишком длинными по фокусному расстоянию стёклами.

Выдержка и её влияние на фотографию

Ещё один параметр, который может изменить кадр до неузнаваемости без всякого фотошопа — выдержка.

Ошибки с выдержкой — главный спонсор смазов на фотографиях, которые определённо можно отнести к самым неприятным искажениям, которые можно наловить. Чаще всего смазы появляются, если в кадре есть быстрое движение. Впрочем, начинающие фотографы ещё могут столкнуться со смазом движения рук — когда весь кадр нерезкий из-за того, что выдержка слишком длинная. Подробнее об этой проблеме можно почитать здесь.

Но длинная выдержка может быть также и умышленным художественным приёмом, который используется для того, чтобы в статичной картинке передать движение. Например, именно она использована для фото на обложке этого текста. Также часто длинные выдержки применяются в пейзажной фотографии, чтобы показать текучесть воды. Главный фокус в том, что для подобных фото нужно обязательно использовать штатив, чтобы не размазать весь кадр.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest