Хотите ли вы снимать дома свечи ручной работы на продажу, ходить на фотоохоту за птицами в парк раз в полгода, либо только начинаете погружаться в фотоискусство профессионально, вам нужно определиться, на какую камеру снимать. В этом материале расскажем, какие бывают виды фотоаппаратов, чем они отличаются друг от друга, а также кому и для каких случаев подойдёт каждый вариант.
Компактный фотоаппарат
Особенности компактных фотоаппаратов
Любительский и профессиональный фотоаппараты
Особенности профессиональных фотоаппаратов
Особенности любительских фотоаппаратов
Среднеформатный и крупноформатный фотоаппараты
Компактный фотоаппарат
Компактный фотоаппарат — это настоящая гидра со множеством названий. Его бытовое имя — «мыльница», но на профессиональном языке он также именуется малоформатной или 35-миллиметровой камерой. Как правило, у компактного фотоаппарата нельзя менять объектив: какой встроили изначально, таким и придётся пользоваться.
Выбирая малоформатную камеру, изучите её настройки. Например, с полностью автоматическими компактными фотоаппаратами можно снимать только в автоматическом режиме. Никаких ISO, диафрагм, выдержек и прочих ругательств — пользователю остаётся только навести камеру на объект и нажать на кнопку, чтобы получить фотографию. Плёночные мыльницы из девяностых, на кадрах с которых смотрели люди с пересвеченными лицами-блинами и красными глазами, принадлежат как раз к этой категории. Однако теперь появились компактные камеры, где вспышки подавляют эффект красных глаз.
Для любителей-перфекционистов есть компактные камеры с ручным или полуавтоматическим управлением. В зависимости от режима в них можно регулировать выдержку или диафрагму, а в мануальном режиме ещё и настраивать все три параметра экспозиции. Они всё ещё дешёвые, всё ещё с несменными объективами, но ручное управление уже позволяет экспериментировать и фотографировать в сложных условиях, например, вечером.
Особенности компактных фотоаппаратов
— Минимальная цена. Среди них есть по-настоящему бюджетные модели — например, серия камер Nikon Coolpix.
— Минимальный порог входа. Не нужно изучать настройки, чтобы начать снимать. Главное — найти кнопку спуска затвора.
— Несъёмная оптика. Объективы нельзя менять. Есть мыльницы с двумя вариантами оптики: с фиксированным фокусным расстоянием и «ультразумы». Последние чуть больше по размеру, но зато могут приближать и отдалять кадр.
— Лёгкость и компактность. Камеру удобно положить в карман перед любой прогулкой.
— Маленькая матрица. Всё из-за низкой цены и небольшого размера мыльниц. Для покупателя это значит, что на фотографиях будут шумы, пересветы в тёмных и светлых областях. Поэтому условия съёмки должны быть стерильными, как, например, в солнечный день.
Любительский и профессиональный фотоаппараты
Профессиональные и любительские камеры могут быть зеркальными и беззеркальными. В первом случае фотограф видит «живую» картинку в видоискателе, а не её цифровую копию. Конструкция из систем зеркал делает такую камеру крупнее, тяжелее, но дешевле.
Беззеркалки в мире профессиональных фотоаппаратов — более новое изобретение. Они так же хороши, как и зеркалки, которые ассоциируются у фотолюбителей с профессиональной техникой, но у них есть свои недостатки. Однако всё чаще появляются компактные беззеркальные камеры, не уступающие по характеристикам громоздкой зеркальной профессиональной технике.
Беззеркалки — это улучшенные мыльницы нового поколения с большой матрицей и сменной оптикой. Из-за отличной от зеркалок конструкции фотограф видит картинку сразу на экране, а не «вживую». Можно сказать так: зеркалка — это смотреть в окно, а беззеркалка — это смотреть в окно через камеру видеонаблюдения. Компактность беззеркалок — это плюс и минус одновременно. Минус в том, что такая технология стоит дороже, а также постоянно работающий экран тратит больше энергии — беззеркальные фотоаппараты разряжаются быстрее, чем зеркальные.
Особенности профессиональных фотоаппаратов
- Большая матрица. Она «ловит» больше света, значит, картинка получается менее шумной, передаёт больше оттенков и разнообразия яркостей.
- Шире диапазон рабочего ISO. Это исходит из прошлого пункта. Параметр ISO можно поднимать выше, чтобы получить более светлую картинку в полутьме без сплошного шума.
- Полнокадровая матрица (фуллфрейм). В сравнении с кропами фуллфрейм-камеры, помимо всего вышесказанного, лучше размывают фон и дают более красивое боке.
Читайте также:
Кроп или полный кадр: что выбрать, плюсы и минусы каждого
- Часто нет встроенной вспышки. Казалось бы, разве не должен производитель пихать в более дорогую камеру всё, что можно? Производители профессиональной фототехники считают, что нет. Настоящий фотограф умеет работать со светом и знает, что светить «в лоб» — это удел любителей. Он тратится на синхронизаторы, внешние вспышки, покупает свои комплекты осветительного оборудования.
- Сверхдлинные и сверхкороткие выдержки. Например, до нескольких минут или 1/8000 секунды.
- Более быстрая запись серийных съёмок. Конечно, если карта памяти поддерживает такую скорость записи.
Читайте также
Как выбрать карту памяти для фотоаппарата: подробный гайд
- Запись на несколько карт памяти одновременно. Незаменимая функция для коммерческого фотографа, который не хочет потерять клиентов и свою репутацию. В фотоаппарате есть слоты для двух карт памяти, что позволяет записывать дубли фотографий на обе одновременно.
- Надёжность. Чем дороже фотоаппарат, тем лучше материал и тем больше продуманы влаго- и пылезащита, из-за чего он не только прочнее, но и тяжелее. Впрочем, это больше маркетинговый ход: от тропического ливня влагозащита вас всё равно не спасёт, а в спокойных условиях съёмки, в которых находится 99% фотографов, принципиальной разницы нет. Зато у профессиональных камер дольше выработка — на сколько фотографий гарантированно рассчитаны затвор и кнопки.
Особенности любительских фотоаппаратов
- Кроп-матрица. Она хуже размывает фон, чаще шумит. С такой камерой тяжелее снимать в сумерки, вечером, в тёмных помещениях, однако на студийную съёмку с хорошим светом это никак не влияет.
- Меньше значения выдержки и ISO. И рабочие значения тоже меньше. Это значит, что с любительской камерой при значении ISO 800 на кадре будет больше шумов, чем с профессиональной камерой при тех же настройках.
- Встроенная вспышка. Помогает фотографу-любителю в сложных условиях освещения. Кроме того, с её помощью можно «поджигать» студийные и накамерные фотовспышки без синхронизатора.
- Более медленная запись серий. Если вы не репортажник, не снимаете спортсменов, концерты, танцы, а предпочитаете спокойную портретную или предметную фотосъёмку, то это для вас не важно.
- Один слот для карты памяти. Нет возможности подстраховать себя.
- Относительно небольшие размеры. Фотоаппарат чуть легче, меньше, компактнее профессионального. Материал корпуса будет чуть хуже, но на качество съёмки это не повлияет.
Среднеформатный и крупноформатный фотоаппараты
О таких камерах следует говорить с определённым почтением: это представители супер-премиум-сегмента по цене автомобиля. Увеличенный размер матрицы даёт ещё более плавные тональные переходы, отличное художественное боке (которое, впрочем, можно получить и с помощью профессионального объектива, который будет стоить раз в 5-10 дешевле), резкость и глубину цвета. Такие камеры часто бывают штучным товаром для ценителей: например, производитель крупноформатных камер BOMM Cameras работает только по предзаказам.
Это фотоаппараты с увеличенным размером матриц: примерно 6х9 сантиметров у среднего формата и 9х12 сантиметров у крупного. Значения приблизительны: можно встретить средний формат с матрицей 4х3 сантиметра и крупный — 13х18 сантиметров.
При этом многие профи согласны, что в современном мире это скорее статусная вещь, чем необходимая. Такую же качественную картинку выдаст и обычная фуллфрейм-камера с профессиональным объективом. В современном мире большие, неповоротливые, медленные среднеформатные камеры — это скорее дань технологии и традициям, а заодно задел на будущее. Производители понимают это и стараются сделать камеру как можно легче, не урезая при этом матрицу. Например, такого баланса достигли разработчики камеры Fujifilm GFX 100S.
Отдельная история — это хранение и постобработка исходников. RAW-файл с подобной камеры весит две сотни мегабайтов. Чтобы обработать даже один такой снимок, ваш компьютер должен быть достаточно мощный. И это только конвертация RAW! Что же будет в случае, если нужно сделать коллаж? Даже у обычного снимка фуллфрейм-камерой размер PSD-файла в Photoshop легко разрастается до 1,5 гигабайт. Поэтому с такой камерой вам придётся не только обновлять железо компьютера, но и докупать просторные внешние жёсткие диски.
По-настоящему инновационной работа со средним и крупным форматами была в эпоху плёночной фотографии. Мало того, что снимки с этих камер отличались повышенными качеством и детализацией — от фотографа также требовался вдумчивый подход к композиции кадра. Сейчас подобные фотоаппараты можно сравнить разве что с дизайнерскими брендами одежды.