Александр Лапин — советский и российский фотограф. Его работы выставляются в галереях и музеях Вашингтона, Бостона, в московском изобразительном музее Пушкина, их скупают частные коллекционеры. Он преподавал в МГУ на факультете журналистики, участвовал в международных выставках и написал две книги про теорию фотографии, ставшие бестселлерами.
Первая из них — «Фотография как…», в которой автор делится и объясняет секреты композиции кадра, психологии восприятия фотографии. Причём Александр Лапин учитывает не только свой опыт, но академически обосновывает все тезисы. Там есть всё: от «Эстетики пропорций в природе и архитектуры» Гика до «Роли движения глаза в процессе зрения» Ярбуса. Все источники указаны в конце, как в хорошем научном труде, что делает книгу Лапина не просто абстрактными рассуждениями успешного фотографа.
Для тех, кто хочет получить полезные лайфхаки по фотографии и композиции кадра, но не может быстро прочитать увесистую 300-страничную книгу, мы сделали это за вас. Делимся секретами композиции фотографии, полученными благодаря книге Александра Лапина «Фотография как…».
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/5f782666942ffa9c57afe0cab7fc4e14.jpg)
Выбирайте кадрирование осознанно
Впечатление от того, как располагается кадр и объекты в нём, зависит от логики, насмотренности и того, что мы видим в реальной жизни. Даже вертикальное или горизонтальное кадрирование влияют на ощущение от фотографии!
- Вертикальные фотографии больше про динамику, активное действие, преодоление, мгновение.
- Горизонтальные кадры воспринимаются более спокойно. Они про статику, неспешное длящееся повествование, покой.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/43ce4471ba2f4f509ee55c8349c58e01.jpg)
Оставьте в кадре только важное
Фотография — это не картина, где можно нарисовать или не нарисовать всё, что угодно, чтобы получить нужный смысл. Например, художник создаёт изображение с несчастной женщиной, которая находится где-то на природе. Чтобы лучше передать её состояние, автор может добавить тяжёлые тучи, дождь, нарисовать её бледной и измотанной, «переодеть» в тусклую одежду. Если фотографу нужно получить тот же самый эффект, то придётся работать только с тем, что есть в реальности.
Именно поэтому в «раму», в кадр должно попадать только то, что работает на идею и эмоцию фотографии. Зритель строит информацию о сюжете, опираясь на то, что видит. И это может быть совсем не то, что было на самом деле. Это даёт фотографу огромную власть. Например, крупно снят плачущий ребёнок. Мы считаем, что малыша кто-то обидел. А теперь представьте ту же сцену, снятую на широкоугольный объектив: и вот мы видим ребёнка, который плачет, потому что родители подарили ему игрушку, которой он испугался. Сразу другой контекст.
Создавайте иллюзие глубины пространства
Чтобы зритель поверил в происходящее на фотографии, и она казалась такой же реальной, как пейзаж за окном, создавайте в кадре перспективу. Это то, как мы видим объекты в реальной жизни — мы осознаём, что они находятся на разном расстоянии от нас, постепенно удаляются. В изображении нужно уделять этому особое внимание, так как это всего лишь плоский лист или экран монитора.
Вот несколько правил, которые можно осознанно применять к композиции своего снимка, чтобы создать эффект объёма:
- Добавляйте в фотографию объекты, которые создают линейную перспективу. Это эффект, когда параллельные линии проецируются на сетчатку глаза так, что кажется, будто они сходятся в некоторой точке.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/d27b1a98694bb2fb4708cccae15cb420.jpg)
2. Добавляйте на фотографию одинаковые объекты, но ставьте их на разной удалённости. Так зритель понимает, что два одинаковых предмета разного размера, значит, один из них дальше. Это создаёт объём.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/76d8c4fb38ad704786198f406b321418.jpg)
Приём подойдёт не для каждой фотографии, но, подходя к композиции осознанно, можно выкрутиться! Даже если вы снимаете просто новогоднюю фотосессию с подарками, то разложите коробки так, чтобы одна была ближе к вам, а другая — дальше. Композиция сразу стала глубже и более разноплановой. Готово!
3. Более светлый объект кажется более удалённым. Поэтому часто, чтобы усилить ощущения пространства и объёма в кадре, фотографы на постобработке чуть осветляют задний план.
Читайте также:
Как создать дымку на фото
4. Размывайте фон. Из-за того, что острота зрения падает, объекты вдалеке кажутся менее резкими. Поэтому, если размыть задний план, вы автоматически создадите глубину пространства. Наверное, поэтому портретные фотографы не мыслят себя без боке — мало того, что создаётся глубина, так и размытый задний план не отвлекает внимание от человека на снимке.
Читайте также:
Эффект боке: как сделать красивое фото с размытием
5. Перекрывайте объекты на съёмке друг другом. Александр Лапин называет этот приём «заслонение» и называет его одним из самых мощных. Действительно, когда человек частично перекрывает собой другого, у глаза не остаётся другого варианта решить, кто находится ближе, а кто — дальше.
Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке
6. Работайте с тенями. Тень — мощнейший источник информации для глаза. Благодаря тому, как она ложится, что не освещает, можно осознать, какие у объекта текстура и форма. Тени же, которые падают на фон, окружение, помогают осознать глубину пространства, удалённость одного предмета от другого.
Читайте также:
Фото тени: 6 креативных идей
Создавайте равновесие в кадре
Равновесие — расположение объектов на фотографии относительно её краёв так, чтобы зритель воспринимал это гармонично. Глядя на кадр, человек неосознанно пытается найти в том, как расположены объекты в кадре, обоснованную, осмысленную организацию. Равновесие помогает объединить части фотографии, сделать сцену единой.
— Ищите симметрию. Это простейшее правило для достижения равновесия.
— Обрезая фотографию на постобработке, сдвигайте рамку, чтобы найти наиболее «уравновешенное» кадрирование.
— Предмет большего размера кажется тяжелее.
— Чем дальше объект от центра кадра, тем «тяжелее» он кажется. Поэтому то, что по краям кадра — визуально весомее, хотя именно объект в центре воспринимается, как более важный.
— Светлое визуально легче, чем тёмное.
— Следите за смысловой важностью.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/2e9f69f3442fee5338cc89a7141f4599.jpg)
— Объект, находящийся выше, визуально тяжелее, чем тот, что внизу.
— Объект справа весомее, чем объект слева.
— Отдельно стоящий объект весит больше, чем если он будет окружен себе подобными. Например, человек на портрете явно выделяется для зрителя сильнее, чем сфотографированная на улице толпа, где людей много, и неясно, на кого смотреть.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/8f434493477708dc95cc8c3b96998caf.jpg)
— Равновесию помогает и мешает направленность объектов. Например, если человек куда-то смотрит или показывает рукой, это сразу создаёт напряжение и указание, куда дальше смотреть зрителю. Удивительно, но лучше всего в таком случае другую часть кадра оставить пустой. Свободное пространство уравновесит направленный взгляд или жест.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/db2827fdd0acab50b165d420991efe1c.jpg)