• Виктория

«Фотография как. . .»: правила композиции фотографа Александра Лапина

Александр Лапин — советский и российский фотограф. Его работы выставляются в галереях и музеях Вашингтона, Бостона, в московском изобразительном музее Пушкина, их скупают частные коллекционеры. Он преподавал в МГУ на факультете журналистики, участвовал в международных выставках и написал две книги про теорию фотографии, ставшие бестселлерами. 

Первая из них — «Фотография как…», в которой автор делится и объясняет секреты композиции кадра, психологии восприятия фотографии. Причём Александр Лапин учитывает не только свой опыт, но академически обосновывает все тезисы. Там есть всё: от «Эстетики пропорций в природе и архитектуры» Гика до «Роли движения глаза в процессе зрения» Ярбуса. Все источники указаны в конце, как в хорошем научном труде, что делает книгу Лапина не просто абстрактными рассуждениями успешного фотографа. 

Для тех, кто хочет получить полезные лайфхаки по фотографии и композиции кадра, но не может быстро прочитать увесистую 300-страничную книгу, мы сделали это за вас. Делимся секретами композиции фотографии, полученными благодаря книге Александра Лапина «Фотография как…».

«Маленькие флаги», 1984 – 1997 годы, Лапин Александр Иосифович, проект: russiainphoto.ru

Выбирайте кадрирование осознанно

Впечатление от того, как располагается кадр и объекты в нём, зависит от логики, насмотренности и того, что мы видим в реальной жизни. Даже вертикальное или горизонтальное кадрирование влияют на ощущение от фотографии! 

  • Вертикальные фотографии больше про динамику, активное действие, преодоление, мгновение.
  • Горизонтальные кадры воспринимаются более спокойно. Они про статику, неспешное длящееся повествование, покой.
Уходящие вдаль повторяющиеся колонны создают ощущение глубины пространства, что удачно для композиции кадра / Фото: unsplash.com

Оставьте в кадре только важное 

Фотография — это не картина, где можно нарисовать или не нарисовать всё, что угодно, чтобы получить нужный смысл. Например, художник создаёт изображение с несчастной женщиной, которая находится где-то на природе. Чтобы лучше передать её состояние, автор может добавить тяжёлые тучи, дождь, нарисовать её бледной и измотанной, «переодеть» в тусклую одежду. Если фотографу нужно получить тот же самый эффект, то придётся работать только с тем, что есть в реальности.

Именно поэтому в «раму», в кадр должно попадать только то, что работает на идею и эмоцию фотографии. Зритель строит информацию о сюжете, опираясь на то, что видит. И это может быть совсем не то, что было на самом деле. Это даёт фотографу огромную власть. Например, крупно снят плачущий ребёнок. Мы считаем, что малыша кто-то обидел. А теперь представьте ту же сцену, снятую на широкоугольный объектив: и вот мы видим ребёнка, который плачет, потому что родители подарили ему игрушку, которой он испугался. Сразу другой контекст.

Создавайте иллюзие глубины пространства

Чтобы зритель поверил в происходящее на фотографии, и она казалась такой же реальной, как пейзаж за окном, создавайте в кадре перспективу. Это то, как мы видим объекты в реальной жизни — мы осознаём, что они находятся на разном расстоянии от нас, постепенно удаляются. В изображении нужно уделять этому особое внимание, так как это всего лишь плоский лист или экран монитора.

Вот несколько правил, которые можно осознанно применять к композиции своего снимка, чтобы создать эффект объёма:

  • Добавляйте в фотографию объекты, которые создают линейную перспективу. Это эффект, когда параллельные линии проецируются на сетчатку глаза так, что кажется, будто они сходятся в некоторой точке.
Это могут быть дома на прямой улице, дорога, высокая лестница, переулок, аллея, окружённая деревьями / Фото: unsplash.com

2. Добавляйте на фотографию одинаковые объекты, но ставьте их на разной удалённости. Так зритель понимает, что два одинаковых предмета разного размера, значит, один из них дальше. Это создаёт объём.

Ступени постепенно становятся меньше, как и плитка. За счёт этого мы понимаем, что объекты наверху слева дальше, чем внизу справа / «Переход», 1983 год, Лапин Александр Иосифович, проект: russiainphoto.ru

Приём подойдёт не для каждой фотографии, но, подходя к композиции осознанно, можно выкрутиться! Даже если вы снимаете просто новогоднюю фотосессию с подарками, то разложите коробки так, чтобы одна была ближе к вам, а другая — дальше. Композиция сразу стала глубже и более разноплановой. Готово!

3. Более светлый объект кажется более удалённым. Поэтому часто, чтобы усилить ощущения пространства и объёма в кадре, фотографы на постобработке чуть осветляют задний план.

Читайте также:
Как создать дымку на фото

4. Размывайте фон. Из-за того, что острота зрения падает, объекты вдалеке кажутся менее резкими. Поэтому, если размыть задний план, вы автоматически создадите глубину пространства. Наверное, поэтому портретные фотографы не мыслят себя без боке — мало того, что создаётся глубина, так и размытый задний план не отвлекает внимание от человека на снимке.

Читайте также:
Эффект боке: как сделать красивое фото с размытием

5. Перекрывайте объекты на съёмке друг другом. Александр Лапин называет этот приём «заслонение» и называет его одним из самых мощных. Действительно, когда человек частично перекрывает собой другого, у глаза не остаётся другого варианта решить, кто находится ближе, а кто — дальше.

Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке

6. Работайте с тенями. Тень — мощнейший источник информации для глаза. Благодаря тому, как она ложится, что не освещает, можно осознать, какие у объекта текстура и форма. Тени же, которые падают на фон, окружение, помогают осознать глубину пространства, удалённость одного предмета от другого.

Читайте также:
Фото тени: 6 креативных идей

Создавайте равновесие в кадре

Равновесие — расположение объектов на фотографии относительно её краёв так, чтобы зритель воспринимал это гармонично. Глядя на кадр, человек неосознанно пытается найти в том, как расположены объекты в кадре, обоснованную, осмысленную организацию. Равновесие помогает объединить части фотографии, сделать сцену единой.

— Ищите симметрию. Это простейшее правило для достижения равновесия.

— Обрезая фотографию на постобработке, сдвигайте рамку, чтобы найти наиболее «уравновешенное» кадрирование.

— Предмет большего размера кажется тяжелее.

— Чем дальше объект от центра кадра, тем «тяжелее» он кажется. Поэтому то, что по краям кадра — визуально весомее, хотя именно объект в центре воспринимается, как более важный.

— Светлое визуально легче, чем тёмное.

— Следите за смысловой важностью.

Человек воспринимается весомее, чем дом, дерево, гора, автомобиль и, пусть он меньше по размеру, всё равно может уравновесить эти большие объекты / Фото: unsplash.com

— Объект, находящийся выше, визуально тяжелее, чем тот, что внизу.

— Объект справа весомее, чем объект слева.

— Отдельно стоящий объект весит больше, чем если он будет окружен себе подобными. Например, человек на портрете явно выделяется для зрителя сильнее, чем сфотографированная на улице толпа, где людей много, и неясно, на кого смотреть.

Три голубя уравновешивают одного человека / Фото: unsplash.com

— Равновесию помогает и мешает направленность объектов. Например, если человек куда-то смотрит или показывает рукой, это сразу создаёт напряжение и указание, куда дальше смотреть зрителю. Удивительно, но лучше всего в таком случае другую часть кадра оставить пустой. Свободное пространство уравновесит направленный взгляд или жест.

Человек, лицо которого видно, «тяжелее», чем целая семья, которая повёрнута к фотографу спиной. За счёт этого достигается равновесие. А ещё интересно, что голова ребёнка «превратилась» в колесо / «Колесо», 1984 год, Лапин Александр Иосифович, проект: russiainphoto.ru
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest