Портреты можно снимать и с одним источником света. Но однажды фотографу становится этого мало — хочется экспериментов, осознанной и более тонкой работы с освещением для реализации широкого спектра идей. В этом случае неожиданным открытием станет моделирующий свет.
Рассказываем, что такое моделирующий свет в фотографии, зачем он нужен, и, самое главное, делимся схемами света.
Что такое моделирующий свет
Моделирующий свет — это свет, который меняет отдельные участки фотографии. Он подчёркивает блики, выявляет форму объекта и, наоборот, сглаживает контраст, делая переход от света к тени плавным. Его также называют акцентным светом, потому что он обращает внимание зрителя на детали: например, показывает причёску модели, выделяет летящие ткани, которые иначе слились бы с фоном.
Акцентный свет всегда помогающий, а не ведущий: если рисующий свет — это Бэтмен, то моделирующий — это Робин. Он слабее основного источника, не перебивает его, не меняет светотень фотографии.
Используя этот вид освещения, помните два правила.
- Сначала настраивают рисующий свет, а потом акцентный.
- Акцентный свет всегда слабее рисующего по мощности.
В качестве моделирующего света используют все светоформирующие насадки: и мягкие широкие софтбоксы, и жёсткие рефлекторы. Но самое распространённое оборудование — тубус с сотами и рефлектор со шторками. Они хороши, чтобы расставить акценты, так как светят узким лучом, выделяя маленькую область кадра.
Сложность моделирующего света, камень преткновения многих новичков — это тот факт, что его ставят на любой высоте и с любой стороны от модели. Обычно всё проще: свет падает сверху вниз, и если он фоновый, то светит на фон, если боковой — сбоку.
Рисующий свет поставит любой, даже любитель — достаточно просто направить источник на модель. Акцентный свет применяют осознанно, понимая, какой результат нужен.
Шесть схем с моделирующим светом
Схемы света с акцентным освещением не самые простые, но много источников для них не нужно. Ниже — шесть схем и приёмов работы с моделирующим светом.
Схема света со световой ретушью
Эта схема для тех, кто не любит тратить время на постобработку. В ней моделирующий источник нужен, чтобы смягчить текстуры на фото, сгладить кожу модели. Это хороший приём, если фотограф снимает с драматичным боковым освещением. Такой свет разделяет лицо модели пополам, что выглядит художественно, но при этом подчёркивает морщинки, прыщи, шелушение и неровности кожи.
В этой схеме рисующий источник ставят сбоку: свет падает на линию плеча модели, при этом сам источник находится на уровне головы или выше. Моделирующий свет ставят напротив рисующего и приподнимают в сторону главного источника. Получается, рисующий светит на модель сверху вниз, а акцентный — снизу вверх.
Моделирующий свет должен быть слабее рисующего, но при этом светить широко и мягко. Поэтому для данной схемы на акцентный свет подойдёт большой софтбокс или октобокс. Так как он будет сталкиваться с рисующим светом, то высветлит неровности на коже. Тени станут мягче и светлее, на лице появится аккуратный градиент. В целом драматичный портрет с боковым светом станет более плавным, светлым, а лицо будет выглядеть нежнее.
В этой схеме акцентный свет должен светить так мягко, чтобы не изменять светотеневой рисунок, а лишь высветлять рельеф.
Схема света для подчёркивания бликов
Задача портрета — показать человека со всеми его особенностями. Чтобы лучше отобразить индивидуальность, подчеркнуть блики и характерные выступы на лице, используют акцентный свет. Он необходим, ведь рисующий свет только задаёт общую светотень фотографии, а не работает с деталями.
Рисующий свет может быть любым. Главное в этой схеме — поставить рядом с ним моделирующий: он располагается либо над рисующим, либо сбоку от него. Но важно выставить источник таким образом, чтобы на фотографии появился блик: чтобы лучи отражались от человека и направлялись в сторону объектива. Это подчеркнёт форму лица, его индивидуальность.
Здесь для моделирующего света нужна максимально узкая насадка — тубус с сотами или рефлектор с сотами и шторками. Вам нужно не осветить всю голову целиком, а лишь добавить маленький блик.
Схема света со скульптурным боковым моделированием
В схеме с боковым моделированием акцентный свет — это широкий контровик, который вырисовывает формы человека.
Портретная тарелка с сотами — рисующий источник. Тубус, расположенный слегка за плечом модели — акцентный свет, который отделяет человека от тёмного фона. Получается контрастная и яркая схема.
Ради эксперимента поменяйте мощность источников местами, чтобы моделирующий свет стал ярче портретной тарелки. Получится затемнённое лицо с ярким светом позади, будто человека поймали в свете фар.
Схема для выделения взгляда
Возможностей рисующего света не всегда хватает, чтобы выделить глаза модели. Причины, почему взгляд остаётся в тени, разные: необычная поза человека, которую по задумке не поменять, глубоко посаженные глаза, специфический угол наклона источника.
Так как моделирующий свет существует, чтобы выделять отдельные участки, подчеркните с его помощью взгляд. Главная задача — максимально сузить пучок света и направить его на глаза модели.
Для этого понадобится самая узкая из доступных насадка: тубус с сотами, рефлектор с закрытыми почти на максимум шторками. Возможно, даже этого будет недостаточно — тогда придётся брать маску гобо с узкой полоской света или вырезать самостоятельно тонкую линию в плотном картоне.
Читайте также:
Маски гобо: что это, какие бывают, как фотографировать, какая техника нужна
Схема света для подсветки волос
Это один из самых частых и простых случаев использования акцентного света. Направляя его на волосы модели, фотограф отделяет её от фона, показывает форму головы, демонстрирует причёску, которая отражает образ модели.
Для моделирующего света возьмите рефлектор или тубус. Если вы хотите сделать пятно ещё меньше, надевайте на него соты.
Схема для работы с тоном и цветом
Подсвечивайте моделирующим светом отдельные участки кадра, чтобы сделать их светлее и тем самым изменить цвета на фотографии. Например, если направить луч на тёмно-синюю кофту, которая в кадре кажется чёрной, то она осветлится, проявится её синий оттенок.
То же самое с подсветкой фона. Тканевая драпировка кажется тёмно-бордовой, но не потому, что она такая в жизни, а потому что в сцене она остаётся в тени. Направленный на фон моделирующий свет осветляет ткань до более нежного, почти пастельного цвета.
Чем крупнее объект нужно осветить, тем больше берите насадку. Для маленьких участков надевайте тубус, рефлектор со шторками, а для более объёмных подойдёт софтбокс.
Читайте также:
Соты для софтбокса: зачем нужны, как пользоваться
Октобокс: что это, где использовать, схемы света
Что такое стрипбокс и как его использовать