Пересвет на фотографии — это белое пятно без деталей на снимке. Из-за излишней яркости оно перетягивает внимание зрителя на себя. При этом никакой полезной информации в месте пересвета нет, лишь светлое плоское место.
При этом начинающие фотографы боятся именно недосветить кадр! Рассказываем, как бороться с пересветами на фотографии во время съёмки и на постобработке.
Следите за гистограммой и экспонометром
Если камера позволяет, включите в настройках гистограмму или экспонометр. Они в режиме реального времени покажут, есть ли в кадре пересвет.
Иногда фотоаппараты показывают пересвет не только с помощью гистограммы. В таком случае области, где слишком много белого, засвечиваются на пару мгновений красным. Везде, где виден красный — пересвет. Значит, нужно менять настройки и затемнять кадр.
Читайте также:
Гистограмма: как включить и что значит
Всё про экспозицию: что это такое, как настроить, экспокорреция и брекетинг
Встроенный экспонометр показывает то, насколько кадр получается светлый или тёмный. Это полоска с отметкой в центре, которая видна в видоискателе, если полунажать кнопку спуска затвора. После этого слева, справа или в центре на линии появится условный знак: риска, точка, стрелочка, треугольник.
Делайте эксповилку
Эксповилка — это настройка в меню фотоаппарата. Если её выбрать, камера будет делать несколько кадров разной яркости: светлее, средней яркости и тёмный. Так вы точно застрахуете себя от пересвета, если не уверены в настройках. Кроме того, все три кадра можно объединить на постобработке, чтобы расширить динамический диапазон фотографии — улучшить детализацию в светах и тенях.
Читайте также:
HDR-фотография: что это такое и как её сделать
Включите коррекцию экспозиции
Если вы знаете за собой грешок, что вас так и тянет пересветить кадр, включите экспокоррекцию на фотоаппарате. Это настройка, которая дополнительно осветляет или затемняет фотографию. В некоторых камерах её называют компенсация экспозиции. Компенсация экспозиции есть во всех режимах, кроме ручного, ведь там вы сами управляете всеми настройками.
Найти её можно на дисплее или в меню фотоаппарата. Она обозначается в виде горизонтальной шкалы с риской в центре. Сдвигая её влево, вы будете получать кадры чуть темнее, вправо — светлее.
Подсвечивайте объект
Звучит парадоксально, но иногда, чтобы убрать пересвет, нужно добавить в кадр света!
Представьте рядовую ситуацию: вы фотографируете модель в парке на улице. Чтобы её лицо было достаточно светлым, вы поднимаете ISO, открываете диафрагму. И всё хорошо, но на фоне вместо неба или солнечного пейзажа белое полотно, будто вы пришли на циклораму в студию.
Чтобы детализация была и на лице, и на фоне, добавьте источник света, который подсвечивает модель. Теперь детализация есть и на переднем, и на заднем плане, ведь настройки камеры придётся переключить на более тёмные.
Проверяйте настройки
Банальный совет, но новички в порыве творческого вдохновения и волнения забывают обо всём. Давит ответственность перед моделью, ограниченное время в студии.
Если вы видите пересвет, вдохните-выдохните и спокойно пройдитесь по настройкам камеры. Благо их всего три. Очень часто новички концентрируются только на одном: работают с ISO, но напрочь забывают про диафрагму. Или наоборот.
Читайте также:
Всё про экспозицию: что это такое, как настроить, экспокорреция и брекетинг
Если же вы изменили все настройки фотоаппарата, а пересвет всё ещё есть, переходите к источнику света. Во-первых, уменьшите его мощность. После пробного кадра вы поймете, что нужно делать дальше. Если и это не помогает, то отодвигайте его дальше от модели.
Читайте также:
Студийное освещение: из чего состоит и как настроить
Если же вы фотографируете на улице, то достаточно уйти в тень, спрятаться в помещении или закрыть солнце отражателем. Да, чтобы скрыть человека и локацию полностью, понадобится целый тент, но для крупного или погрудного портрета отражателя достаточно.
Поменяйте светоформирующую насадку
Смягчить свет и тени, уменьшить блики, добавить кадру матовости можно с помощью светоформирующей насадки. Это устройство, которое надевается на студийный свет или внешнюю вспышку и меняет свойства света.
Жёсткий свет более контрастный, поэтому и шанс получить пересвет с ним гораздо выше. Чтобы избежать этого, добейтесь мягкого света. Для этого наденьте на свет любой софтбокс или зонт. Главное, чтобы софтбокс был без сот.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
Подсвечивайте тени
Иногда свет падает достаточно узко или освещает не весь объект. Тогда невольно мы стремимся сделать картинку ярче, чтобы она в целом была лучше освещена. В итоге получается одно из двух: либо тёмный кадр с ярким пятном, либо нормальная фотография с пересвеченной областью. Часто этим местом оказывается лицо модели, ведь именно его стремятся осветить лучше всего.
Читайте также:
Широкий и короткий свет: что это, в чём разница, схемы света
Отражатель для фотографа: зачем нужен, каким бывает, как с ним работать
Снимайте в RAW-формате
То, в каком формате фотографирует камера, выбирается в её настройках. Это может быть JPEG, RAW и RAW + JPEG. Последнее удобно, если нужно срочно скинуть необработанные исходники. Например, чтобы заказчик отобрал фото на ретушь. Именно последним вариантом и пользуйтесь.
RAW — это специальный формат изображения, который содержит в себе много информации. Его прямой аналог — отснятая плёнка фотоаппарата, которую нужно проявить. А вы думали, что в эпоху плёночной фотографии «фотошопа» и ретуши не было?
RAW хранит в себе настолько много данных, что позволяет осветлить или затемнить отдельные части фотографии, а качество при этом не упадёт или упадёт несильно. Проще говоря, с помощью RAW на фотографии можно проявить детали в светах и тенях. JPEG — гораздо более лёгкий, сжатый формат, он так не умеет.
Читайте также:
Что такое RAW фото и как с ним работать
Используйте RAW-конвертеры
Проще всего детали из RAW-файла достать в RAW-конвертере, который надо открыть до Фотошопа. Это Lightroom, Capture One или Adobe Camera RAW, встроенная в Фотошоп. Там, для борьбы с пересветами, двигайте следующие ползунки: Экспозиция / Exposure, Света / Lights, Белые / Whites.
Читайте также:
RAW в JPEG: лучшие RAW-конверторы
Пользуйтесь масками для точечной коррекции
Ползунки помогают устранить пересветы, но иногда работают слишком грубо и там, где не нужно. Что, например, делать, если вы хотите убрать пересвет только на свадебном платье, а лицо освещено хорошо? Пользуйтесь встроенными в RAW-конвертеры масками.
Читайте также:
Зачем нужны маски в Photoshop и как ими пользоваться
Для этого перейдите в меню масок и зарисуйте хотя бы простой кистью ту область, у которой хотите убрать пересвет. После того, как нарисовали маску, просто сдвиньте ползунки Экспозиция / Exposure, Света / Lights или Белые / Whites влево.
Для «ленивых» Adobe разработали умную технологию, которая может не просто найти небо, человека или фон, но «делит» человека на части, из которых создаёт маски. Например, можно отдельно выбрать одежду, кожу, лицо, глаза и затемнить их, если нужно. То же самое, что выделять вручную, но в одно нажатие кнопки.