У фотографии обычно два основных назначения: она либо утилитарная (когда нужно продать платье, которое жалко выбросить), либо красивая. Эстетика — одно из фундаментальных свойств фотографии, и большинство фотографов стремится к ней. Вопрос «как сделать, чтобы фотография была красивой» — вообще не из простых, но попробуем хотя бы на него посмотреть. Волшебной таблетки или кнопки «шедевр» не обещаем, но по крайней мере рассмотрим конкретные приёмы и вместе поищем ответ.
Хотите красиво? Снимайте красивое
Старайтесь снимать картинку, а не объект в кадре
Изучайте композицию, но не зацикливайтесь на ней
Свет в фотографии — это очень важно
Не игнорируйте задний план
Больше дублей — больше шансов на красивый снимок
Копите рефренсы, тренируйте насмотренность
Хотите красиво? Снимайте красивое
Это самый честный совет, который можно дать об эстетике. Снимайте красивые вещи и красивых людей. Да, красота в глазах смотрящего, любой объект можно снять красиво и всё такое. Но, если совсем честно, то снимать нарядно украшенную кафешку проще, чем обшитые сайдингом покосившиеся деревенские дома, а хорошо одетую красиво накрашенную молодую девушку — чем усталую мать троих детей в старой футболке. Немного цинично, но это правда: то, что красиво само по себе, проще хорошо сфотографировать.
Именно поэтому в интернетах столько картинок с котиками и закатами.
Старайтесь снимать картинку, а не объект в кадре
У многих начинающих художников есть такая проблема: они рисуют не то, что перед их глазами, а тот символ, который есть у них внутри головы. В результате получается плоско и нереалистично. В профессиональной среде это называют выражением «рисовать текст». У начинающих фотографов тоже бывает такая же проблема. Она немного по-другому проявляется, поскольку, когда мы фотографируем, у нас обычно нет такой сильно выраженной проблемы нереалистичности, как у художников.
Посмотрим на примере. Начинающий фотограф снимает ребёнка, который играет с листьями в осеннем парке.
Понятно, что в обоих случаях в момент съёмки фотограф и ребёнок находились в осеннем парке, и, скорее всего, им было круто, весело, а природа кругом выглядела завораживающе-красивой (красиво звучит!). Но если это не отражено на картинке, то, как это звучит, для фотографии это не имеет никакого смысла.
Получается как в комической сцене, где старого пирата пытаются научить разбираться в искусстве, а он никак не может понять, чем картина мастера отличается от грубой копии — нарисовано же одно и то же!
Но шутки в сторону. Как понять, что вы не снимаете текст? Самый простой способ — показать свою фотографию нескольким людям и спросить, что они видят, какие эмоции это вызывают. Трактовки могут несколько разниться (всё же все люди разные), но если они прям совсем отличаются от того, что вы пытались вложить в фото, это плохие новости.
Фотография — это не про то, что в кадре (точнее, не только про то). Хорошая фотография — это не там, где главный объект хорошо видно (исключение — каталожная съёмка и фотография для резюме или продажи одежды с рук). Что ещё должно быть в хорошей картинке? Пойдём по порядку — например, неплохо, чтобы там была хоть какая-то композиция.
Изучайте композицию, но не зацикливайтесь на ней
С одной стороны, умение работать с приёмами композиции — самая прямая дорожка к тому, чтобы перестать снимать текст и начать видеть картинки. И она прекрасна тем, что помогает делать снимки лучше, независимо от того, снимаете вы их на крутую камеру или бюджетный смартфон.
С другой стороны, нет ничего более раздражающего, чем человек, который видит на фотографии только заваленный горизонт или несоответствие правилу третей. А этот период начинающие проходят практически единодушно и в обязательном порядке. Чтобы только со временем понять, что снимок с хорошей эмоцией, светом или идеей, но заваленным горизонтом лучше, чем фото с идеальным горизонтом, но без вышеперечисленных вещей.
Так что правило третей и золотое сечение, ведущие линии, ритм, рамки, симметрия, негативное пространство, открытая и закрытая композиция и прочие приёмы — это правда важно, это нужно знать и уметь применять. Но, к сожалению, то, что фотография соответствует правилу третей, не делает её автоматически шедевром. Что ещё ей нужно? Продолжаем разбираться.
Свет в фотографии — это очень важно
Учитесь искать и видеть хороший свет. Это половина успеха в фотографии, нет, даже больше половины. Можно найти шикарную локацию, вложить десятки тысяч рублей в образ модели… и угробить всё плохим светом. И наоборот, снимать в какой-нибудь заурядной квартире, но с хорошим светом, и получить отличные снимки.
На эту тему я могла бы написать целый учебник. Если максимально коротко, то хороший свет для съёмки людей можно встретить:
- на закате и восходе — причём при съёмке в любую сторону;
- в помещении около окна, если поворачивать человека к окну лицом или боком;
- на улице в пасмурный день (такой свет скучноватый, но в целом хороший);
Плохой свет легко найти:
- на улице под солнцем в полдень (что-то ужаснее придумать сложно);
- в помещении под лампой, которая висит в центре потолка (и направление,и цвет света будут портить кадры).
Часто в гайдах для начинающих любят демонизировать съёмку против света. На деле верхний свет солнца или ламп сложнее и страшнее, чем любой контровик.
О том, как работать с естественным светом, как находить его и управлять им, читайте в этом материале. Примеры плохого света и советы, как с ним справляться, вы найдёте здесь.
Не игнорируйте задний план
Следите за фоном и за деталями. Иногда между красивой фотографией и не очень разница в какой-нибудь случайной урне или дереве, которое, как рога, торчит из головы главного героя кадра. Эти мелочи можно поправить на этапе постобработки, но это лишняя работа. Всё, что может быть сделано на этапе съёмки, должно быть сделано на этапе съёмки.
Здорово в этом плане помогают светосильные объективы, которые позволяют размыть фон и спрятать в этом размытии все ненужные детали. Но, к сожалению, и это не всегда помогает.
Больше дублей — больше шансов на красивый снимок
Делайте больше дублей одного и того же сюжета. И освойте, наконец, режим серийной съёмки. Две вещи казались мне поворотными моментами в начале пути: первый светосильный объектив и режим серийной съёмки. Светосильные объективы — это отдельная песня, всё же они стоят немалых денег и точно никаким боком не касаются тех, кто снимает на телефон, а вот серийная съёмка — вещь универсальная.
Каждый раз, когда я слышу «фотограф должен поймать момент», я боюсь, что мои глаза закатятся так далеко, что я больше никогда не смогу смотреть прямо перед собой. А уж когда вижу, что какой-то умник пытается снять человека в прыжке или модель в брызгах в морском прибое без серии, вообще плакать хочется. Потому что это одна из самых полезных функций современных камер в принципе.
Серийная съёмка — это когда вы нажимаете на кнопку, а камера делает не один кадр, а три (или десять — тут надо смотреть, что за модель).
Не используя режим серийной съёмки, вы всё равно, что выбрасываете из кармана пачку денег. Подробнее о том, как его включить и как использовать, читайте в этом материале.
Копите рефренсы, тренируйте насмотренность
Сохраняйте картинки, которые вам нравятся, и не бойтесь их повторять. Нет ничего зазорного в том, чтобы копировать и повторять сюжеты и идеи, которые вам нравятся. Почему-то часто можно встретить мнение, что брать идеи у других людей нельзя — это плагиат и всё такое. Хотя на деле всё равно повторить один-в-один не получится, как ни крути.
Ничто не ново под этой луной, поэтому не стесняйтесь сохранять фото, которые вам нравятся. Старайтесь для себя отвечать, что именно вам нравится: место? свет? ракурс? эмоция? образ модели?
Есть прекрасная книжка Оскара Клеона «Кради, как художник», где он подробно и интересно рассказывает о заимствованиях и интертексте в искусстве. Всем творческим обязательно к прочтению. О том, как подбирать и систематизировать рефренсы, читайте здесь.
Читайте также:
Кради как художник: как вдохновляться фотографу, идеи для фотографий
10 книг для фотографа про фотографию и искусство