Не всем фотографам нравится современная система подписки на ПО, при которой ты не покупаешь программу один раз и навсегда, а платишь регулярно за возможность ею пользоваться. К сожалению, современные продукты от Adobe (например, самый популярный фоторедактор Adobe Photoshop) работают именно по подписке.
Сегодня мы рассмотрим альтернативный фоторедактор Affinity Photo 2, который можно просто купить без всяких подписок, и который обещает хорошую производительность, поддержку файлов Photoshop .PSD и мультиплатформенность (поддерживаются ОС Windows, MacOS и iPadOS). Давайте посмотрим, насколько хорош Affinity Photo 2 и способен ли он заменить привычный Photoshop фотографу или ретушёру.
Проявка RAW с помощью Affinity Photo 2
В редакторе Affinity Photo 2 вполне можно проявить несколько «сырых» снимков. Сразу скажем, что делать в Adobe Photoshop с помощью Adobe Camera RAW удобнее, да и настроек там больше (ну а для пакетной конвертации нескольких десятков или сотен фотографий лучше использовать специализированный RAW-конвертор — Adobe Lightroom или Capture One).
В левой части экрана находится панель инструментов, которых для работы с RAW доступно не так много. Есть «рука» для перетаскивания снимка по экрану (как и в продуктах Adobe, её всегда можно включить на время клавишей пробела), лупа, инструмент для удаления красных глаз, аналог лечащей кисти для борьбы с прыщами и мелкими пятнами, кисть и градиент для рисования масок, кадрирующая рамка и странная иконка, похожая на планету Сатурн — почему-то так обозначили пипетку для ручной установки ББ. Сразу отметим первый минус: у лупы нет удобного варианта, чтобы быстро подогнать фото под размер экрана. Если вы приблизили снимок, а теперь хотите отдалиться и увидеть его весь, придётся таскать ползунок мышью.
Справа расположены вкладки с традиционными для работы с RAW настройками. В первой из них — Basic — можно настроить экспозицию, ББ, поработать с тенями и светами, повысить контраст, Clarity, Vibrance и Saturation. Настройка баланса белого выполнена неудобно, никаких готовых предустановок ББ (Солнечно, тень, вспышка, лампа, как снято) в этом редакторе нет. Пользователь может либо двигать ползунки температуры и оттенка, либо взять пипетку и тыкать ей в изображение в надежде получить приличный результат.
Ещё один пункт, по которому Affinity Photo уступает продукции Adobe — цветовые профили. В Photoshop или Lightroom можно сразу выбрать либо один из профилей Adobe (Color, Vivid, Landscape, Portrait, Neutral), либо из задуманных производителем камеры профилей — например, красивые «плёночные» профили у камер Fujifilm. В Affinity Photo такого нет. Вообще.
В остальных вкладках (Lens, Detail, Tones) можно исправить дисторсию и виньетирование, убрать шумы и добавить резкости и покрутить кривые. Последняя вкладка, Overlays, отвечает за работу с масками. В ней можно создать новую маску или переключаться между уже существующими слоями. Инструментов для рисования немного — кисточка либо градиент, линейный или радиальный. Никаких умных масок для автоматического выделения неба, людей или диапазона оттенков тут нет.
Редактор позволяет открыть несколько RAW-фото одновременно, но никаких инструментов для синхронизации настроек найти не удалось. Единственный вариант синхронизации — создать пресет с настройками обработанного фото и применить этот пресет к остальным. Но когда мы попробовали так сделать, выяснилось, что пресет сохраняет в себе не все настройки, а только настройки текущей вкладки, и надо создавать 4 отдельных пресета для каждой из вкладок Basic, Lens, Detail и Tones.
После обработки RAW нужно нажать кнопку Develop, и через 20-30 секунд откроется основной интерфейс редактора. При этом можно выбрать, в каком виде откроется картинка: Pixel layer (обычный растровый слой) или RAW layer (аналог арт-объекта Photoshop, при двойном клике по слою снова откроется RAW-конвертер, можно будет внести изменения в параметры проявки и снова вернуться к редактированию).
Affinity Photo 2 — основной интерфейс и инструменты
Основной интерфейс редактора тоже похож на «детскую» версию Фотошопа. Инструментов на панели (1) не так много, но для работы над фотографиями хватит. Есть инструменты выделения (лассо, прямоугольник, круг, волшебная палочка и кисть, похожая на Quick Selection Tool из Photoshop), кисточки для рисования (обычная и Mixer Brush), штамп и лечащая кисть для устранения дефектов, перо и инструмент для работы с текстом.
На верхней панели находится переключатель рабочих пространств (2). Он позволяет переключаться между разными рабочими пространствами для разных задач, каждая со своим набором инструментов. Всего имеется пять вариантов: Photo (основное рабочее пространство), Liquify, RAW для проявки «сырых» фото, Tone Mapping для работы с HDR-изображениями и Export.
Правее находятся инструменты автоматической цветокоррекции (3) — автоуровни, автоконтраст, автоцвета и автоББ. Кнопками (4) можно быстро выделить всё, снять выделение, инвертировать его или переключиться в режим быстрой маски. Ну а кнопки (5) включают и выключают автоматическое выравнивание при перемещении слоёв и отвечают за то, по какому краю это автовыравнивание будет происходить.
На правой панели можно найти гистограмму, навигатор с миниатюрой открытого изображения и вкладки слоёв и каналов, очень похожие на аналогичные из фотошопа. Все привычные по редактору Adobe режимы наложения слоёв на месте, на месте и маски, корректирующие слои (Adjustments) и эффекты слоя.
А вот кнопка Live Filters есть только в Affinity Photo, в Photohop такой нет. С её помощью можно применить к изображению фильтр (например, Gaussian Blur или Liquify) в качестве отдельного слоя. Благодаря этому слой с фильтром можно будет отключить, поменять в нём настройки или выбрать другой режим наложения.
Частотное разложение в Affinity Photo 2
Частотное разложение — один из самых популярных приёмов в ретуши портретных фотографий. С помощью него можно «разделить» изображение на высокочастотный слой, в котором будет находиться текстура кожи, и низкочастотный, отвечающий за светотеневой рисунок, и работать с ними по отдельности. Подробнее о том, что такое частотное разложение, читайте здесь.
И если в редакторе нельзя сделать частотное разложение, для большинства коммерческих фотографов и ретушёров он не подойдёт. В Affinity Photo нашлись все необходимые инструменты для частотного разложения: фильтры Gaussian Blur и High Pass и режим наложения слоёв Linear Light. Кроме того, в Affinity Photo есть готовый удобный инструмент для частотного разложения, находится он в меню Filters/Frequency Separation.
Ну а тем, кто привык делать частотку руками (например, ему нужно больше слоёв или возможность поделить изображение не на две частоты, а на три), нужна возможность записывать последовательность действий и затем воспроизводить их одной кнопкой. В Фотошопе такая записанная последовательность называется экшеном (action), а в Affinity Photo — макросом (macro). Панель для записи макросов открывается из меню Window/Macro.
Установка плагинов для Adobe Photoshop в Affinity Photo 2
Для Adobe Photoshop выпущено множество плагинов от сторонних производителей, с помощью которых можно сильно облегчить работу (например, автоматизировать ретушь или использовать ИИ для улучшения качества фотографий). В Affinity Photo заявлена поддержка плагинов от Photoshop: для их установки нужно зайти в меню Edit/Settings указать, где лежит папка с нужными плагинами.
Конечно, нет 100% гарантии, что плагины заработают. У нас заработали плагины Nick Collection (Viveza, Silver Efex, DFine) и ИИ-шумодав Topaz Denoize AI. А вот нейросетевые плагины для ретуши от Retouch4Me запускаться отказались — при выборе плагина в меню просто ничего не происходит.
Производительность Affinity Photo 2
Производительность Affinity Photo 2 в режиме обработки фото особо не отличается от Adobe Photoshop, а вот при проявке RAW были моменты, когда редактор просто зависал на 20-30 секунд при работе с масками или лечащей кистью. Правда, происходило это при первом выборе инструмента, а дальше всё было нормально. Основная нагрузка при этом ложилась на процессор, он был загружен на 100%.
Оперативной памяти в 16 Гб вполне хватало (во время работы было задействовано до 12 Гб из 16 доступных), а видеокарта, похоже, вообще не использовалась (по крайней мере. нагрузка на неё не вырастала выше 10-15%, поддержка видеокарты в настройках редактора активирована). Так что, при выборе компьютера для работы в Affinity Photo 2 стоит отдавать предпочтение моделям с современным многоядерным процессором — например, ноутбуку MSI Modern 14.