Проекторы ещё с советских времен выручали спикеров, дарили радость детям, помогали в учёбе студентам. В 2023 году это популярное устройство используют для лекций, презентаций и создания домашнего кинотеатра. Для реализации разных задач с проектором нужен экран, и с выбором последнего обычно возникают проблемы. Разобрались, как определить подходящий экран, на какие характеристики обращать внимание. Привели несколько удачных моделей для личных и рабочих целей.
Соотношение сторон
Диагональ
Конструкция
Стационарные экраны
Модели с разборной рамой
Рулонные экраны
Мобильные рулонные экраны
Коэффициент усиления и световой поток
Покрытие
Какие модели приобрести для личных и рабочих задач
Соотношение сторон
Одна из самых главных характеристик. У экрана для проектора, как и у любого дисплея монитора, ТВ или смартфона, может быть разное соотношение сторон (aspect ratio). Показатель влияет на геометрию экрана и должен соотносится с aspect ratio проектора. В противном случае изображение будет выходить за границы экрана. Или будут оставаться пустые поля. Или обнаружатся проблемы с фокусировкой.
Самое распространённое соотношение сторон современных фильмов (а значит, удачный вариант для просмотра кино дома) — 16:9. Если ваш проектор работает именно с таким aspect ratio, экран должен быть с аналогичными характеристиками. Другие популярные соотношения сторон и их применение:
— 4:3 — формат для презентаций, показа слайдов и других задач офисного толка;
— 16:10 — модное соотношение сторон, которое встречается в современном контенте с разрешением 1920 х 1200, 1280 х 800;
— 1:1 — малопопулярный, но всё ещё полезный формат под квадратный контент (архивные фотографии именно с таким aspect ratio);
— 2.39:1 — соотношение сторон экранов кинотеатров.
Диагональ
Экраны для проекторов выпускают с разными размерами (диагональю). Нужно соотносить диагональ, разрешение передаваемого изображения и расстояние до экрана, чтобы просмотр был максимально комфортным. Самые распространённые диагонали проекционных экранов:
- 40 дюймов;
- 60 дюймов;
- 80 дюймов;
- 100 дюймов;
- 120 дюймов;
- 150 дюймов и т. д.
Чем больше диагональ (размер) экрана, тем дальше его нужно устанавливать от глаз зрителя. При популярном соотношении сторон 16:9 и разрешении изображения 1920 х 1080 80-дюймовый экран устанавливают примерно в 200 см от человека, 100-дюймовый — в 250 см, 120-дюймовый — в 300 см. При выборе экрана учитывайте его размер и возможность правильно организовать зону просмотра в конкретном помещении. Если в зале (комнате) банально мало места, выберите модель с меньшей диагональю.
Конструкция
Проекционные экраны используются в разных помещениях и в разных условиях. Отсюда большое разнообразие их конструкций. Рассмотрим самые основные варианты и сферы их применения.
Стационарные экраны
Конструкция, при которой есть рама и натягивающийся на неё экран. Стационарную модель ставят в домашних кинотеатрах, залах для проведения лекций. Рама может быть скрытой или наружной. Хороший выбор, если вы собираетесь демонстрировать контент долгое время в одном помещении неоднократно, смотреть фильмы дома. Если же нужна мобильность для работы и важен сверхбыстрый монтаж, эта категория не для вас.
Модели с разборной рамой
Мини-версия больших стационарных экранов. Выполнена в формате переносной конструкции, где есть небольшая рама, удерживающая экран. Преимущество (как и обычного стационарного экрана) — в сильном натяжении, которое обеспечит отсутствие искажений изображения. Довольно редкая модель, которой частные и юридические лица предпочитают более знакомые рулонные и мобильные рулонные конструкции.
Рулонные экраны
Формат, где полотно скатывается в рулон внутри корпуса. Такой механизм позволяет без проблем перевезти даже большой экран в сложенном виде. Крепление обычно универсальное: на стену или потолок. Экран быстро монтируется, в нужный момент разворачивается. Многие модели оснащены электроприводом, который опускает и поднимает полотно после нажатия на кнопку пульта.
Рулонные экраны выигрывают за счёт сочетания выгодных особенностей:
- высокая мобильность;
- простой и быстрый монтаж на разные поверхности;
- моментальная готовность к работе.
Если вы проводите семинары или лекции и нечасто меняете локации или хотите смотреть фильмы дома, рулонные экраны дадут и удобство в работе, и хорошее качество изображения с разным соотношением сторон на выбор.
Мобильные рулонные экраны
Более компактный, стационарный вариант рулонного экрана. Полотно фиксируется на штативе. Модель подойдёт, если вы не просто меняете локации, а делаете это постоянно. Конструкция в сложенном виде поместится в любом автомобиле, её легко и просто развернуть перед началом лекции. При необходимости мобильный рулонный экран можно быстро переместить прямо во время работы (вместе с проектором), если вдруг кому-то в аудитории не видно содержимого. Удачным выбором мобильный рулонный экран станет для продавцов, которые презентуют свою продукцию, тренеров по профессиональному росту и т. д.
Коэффициент усиления и световой поток
С конструкциями разобрались. Но есть ещё понятие общества качества и яркости изображения на полотне. И здесь, помимо базового разрешения экрана и выводимого контента, нужно учитывать коэффициент усиления. Это параметр отражательных свойств экрана. Чем коэффициент выше (эталон — 1:0), тем больше света рассеивает экран, тем он ярче. Но одного экрана и его коэффициента мало для грамотного выбора. Нужно, чтобы высокая яркость соотносилась с показателями яркости светового потока самого проектора.
Если проектор с низкой или средней яркостью светового потока, к нему обязательно нужен экран с высоким коэффициентом. Если показатели проектора высокие (3500-4000 лм и больше), экран нужно брать с более низким коэффициентом (например, 1:4). Иначе яркий проектор с ярким экраном сформируют блики и засветы, которые зрителям совсем не нужны.
Покрытие
Самое распространённое покрытие бюджетных и среднебюджетных проекционных экранов — белое матовое. Это неприхотливое решение для дома и офиса. Экраны с белым матовым покрытием обладают большими углами обзора, нормально смотрятся при выключенном проекторе (оказалось, что это тоже важно). Кинематографического качества на них не добьёшься, а для оптимальной контрастности нужно поиграть с освещением помещения. Но это сущие мелочи, особенно если вы не собираетесь демонстрировать «Аватар» в 4К. Для проектной и офисной работы белые матовые — «народный» выбор.
Второй вариант покрытия — серое. Серые экраны появились недавно и предложили очень высокий коэффициент усиления (выше 1:0). Контрастность у них отличная, тёмные оттенки — насыщенные. Но стоят такие модели дороже, а светлые тона на них смотрятся не идеально.
Если вы ищете экран для крутого домашнего кинотеатра, ваш вариант — ALR. Технология самая современная — с продуманным углом отражения света, полным поглощением света от окружающих источников, высочайшей контрастностью в любых условиях. Но заплатить за такое чудо инженерии придётся немало (от 40 и более тысяч рублей в среднем).
Какие модели приобрести для личных и рабочих задач
Выбор проекционного экрана в первую очередь должен учитывать:
- его назначение (что и с какой целью нужно показать);
- планировку и освещение помещения;
- компоновку кресел в зале (с какого расстояния люди будут смотреть);
- возможности монтажа в конкретном помещении.
Без учёта этих факторов даже самый дорогой экран может стать бесполезным. Если вам нужен универсальный (насколько это возможно) вариант для демонстраций и лекций, изучите Cactus Motoscreen CS-PSM-104X186. Модель с настенно-потолочным креплением и моторизованным приводом быстро и удобно монтируется. Белое матовое покрытие в 99% случаев передаст необходимое изображение в деталях.
В качестве лёгкого мобильного экрана подойдёт рулонный Cactus Triscreen CS-PST-150×150 со штативом. Простая напольная конструкция, всего 8,3 кг веса, диагональ 83 дюйма для комфортного домашнего и офисного просмотра контента. Бюджетным (или временным) решением станет Lumien Eco Picture 150х150 см (LEP-100101) с настенно-потолочными схемами монтажа, коэффициентом отражения 1:0 и 160-градусным углом обзора.