Сложности фотографии: какие объекты и сцены трудно фотографировать и как с ними быть

Любая съёмка может стать сложной: например, если модель нервничает и с ней не удаётся установить контакт. Но есть ряд сюжетов, которые снимать сложно по умолчанию, с которыми не справиться без определённых навыков или оборудования. В этом тексте разберём ситуации, которые могут вызывать затруднения (особенно у новичков) и посмотрим, как справляться со сложностями.

Если к сложностям подготовиться, становится не так уж сложно / Фото: unsplash.com

Дети и домашние животные: поймать хоть кого-то в кадр и ничего не размазать
Астрофотография: фокусировка и правильная экспозиция
Макрофотография: удержать резкость
Портреты на открытом воздухе: справиться со светом
Дикие животные и птицы в полёте: дождаться кадра и поймать кадр
Спорт: не пропустить момент, не потерять фокус и не допустить смаза
Подводная съёмка: разобраться в настройках и не утопить камеру
Концерты и банкеты: справиться с постоянно меняющимся светом

Дети и домашние животные: поймать хоть кого-то в кадр и ничего не размазать

Главная сложность в съёмке и детей, и домашних животных в том, что они двигаются. Зачастую постоянно, быстро и часто меняя направление движения. Конечно, есть исключения — дрессированные собаки и дети-модели, которых долго учили. Но они встречаются крайне редко.

Чаще всего, чтобы получать техничные снимки на детской съёмке, нужны короткие выдержки (чтобы не было смаза из-за движения) и быстрый автофокус (чтобы в фокусе были дети, а не стена за их спинами). Подробнее о том, что смаз отличается от расфокуса, читайте в этом материале. 

Второй момент — что чтобы делать красивые эмоциональные цепляющие детские портреты, нужно ещё видение и умение общаться с детьми. Но это пока оставим за скобками и сконцентрируемся на технике.

Детей снимать интересно, но иногда бывает сложно / Фото: unsplash.com

Главная сложность здесь в том, что мы сильно зависим от техники. Или от условий съёмки. С техникой всё просто. Чтобы получить короткие выдержки (для съёмки детей нужна максимум 1/250), нужно либо много света, либо светосильный объектив и камера с высокими рабочими значениями ISO. Или и то, и другое.

За автофокус также отвечает техника — нужна камера с толковым непрерывным фокусом, желательно с возможностью фокусировки по лицам или глазам. Съёмка домашних животных с технической стороны похожа на съёмку детей, разве что выдержки стоит ставить ещё короче (начиная с 1/500).

Поймать собачку на бегу — задача не из простых / Фото: gella-arye.livejournal.com

Конечно, имеют значение и ракурсы, свет и крупности, но это тема для отдельного разговора. Подробнее о том, как снимать детей, читайте в этом материале. О тонкостях съёмки домашних животных — здесь.

Астрофотография: фокусировка и правильная экспозиция

При съёмке звёздного неба перед фотографом встают две проблемы: подобрать правильную выдержку, чтобы проработать пейзаж, но не дать размазаться звёздам, и поймать фокус там, где он необходим.

С выдержкой проблема в том в том, что даже при работе на штативе (а без штатива в астрофотографии делать нечего), можно получить смаз на небе из-за вращения Земли. Вторая проблема в том, что какой-то универсальной выдержки, на которой звёзды точно не размажутся, нет. Всё зависит от объектива, на который идёт съёмка. Если упростить, то чем объектив длиннее, тем более короткая выдержка нужна.

Чаще всего звёздное небо снимают на умеренно-широкоугольные и сверхширокоугольные объективы — для них максимальная выдержка для съёмки звёзд составляет около 25 секунд.

И вторая проблема с экспозицией может быть в том, что таких выдержек при съёмке только при свете звёзд может быть маловато, чтобы хорошо проэкпонировать пейзаж.

Также в темноте часто возникают сложности с фокусировкой: камера не фокусируется вовсе или долго ёрзает. Профессиональные астрофотографы чаще снимают в режиме ручного фокуса.

Удачные снимки ночного неба завораживают / Фото: pexels.com

Подробнее о съёмке ночного неба читайте в этом материале.

Макрофотография: удержать резкость

Самая большая проблема макрофотографии — это глубина резкости. Если фотографы-портретисты размытый фон в массе своей любят и покупают специальные объективы, чтобы получить красивое боке, то макрофотографы это свойство стёкол не любят сильно.

При съёмке очень мелких объектов от вездесущего «мыла» даже закрытая диафрагма плохо спасает.

Типичная проблема при макрофотографии / Фото: orbitvu.com

Тут нужны специальные макрообъективы, макрокольца и прочие танцы с бубнами. Кстати с макро отлично справляются камеры с небольшими матрицами — здесь маленькая матрица становится плюсом.

Справиться с этой проблемой также можно с помощью специальной техники — стекинга по резкости. О том, что это такое, мы писали вот здесь. О макрофотографии в целом читайте здесь. 

Портреты на открытом воздухе: справиться со светом

Казалось бы, портреты при естественном свете — что может быть проще. Воображение рисует съёмку в мягких лучах заходящего солнца. Всё красиво, только успевай ловить эмоции.

Вернёмся с небес на землю и вообразим себе такую ситуацию: это свадебная прогулка молодожёнов по времени она приходится где-то на полдень. На улице яркое солнце, на лице невесты резкие тени, молодожёны изо всех сил щурятся. Уже не так идиллично. Кто снимает не первый день, знает, что прямой верхний солнечный свет — это плохой свет.

Верхний свет и закатный свет / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Главная сложность естественного света в том, что им сложнее управлять. Если у вас по факту солнце, а вам нужен мягкий свет для женского портрета, придётся потрудиться, чтобы его получить. Самый простой вариант в этом случае — работать с ассистентом и использовать рассеиватель или отражатель. Такой вариант хорошо подходит для крупных или поясных портретов. Также можно ставить моделей спиной к солнцу и работать с импульсным светом.

Съёмка с естественным светом — вообще очень творческая и интересная, но в то же время сложная задача. Подробнее о том, как научиться видеть и изменять естественный свет, читайте в этом материале.

Дикие животные и птицы в полёте: дождаться и поймать кадр 

Съёмка диких животных в целом похожа на съёмку любых других животных — здесь также нужны короткие выдержки (даже ещё более короткие, поскольку дикие животные могут двигаться очень быстро — начинать стоит с 1/1000) и короче. Но есть два существенных момента: во-первых, домашние животные точно будут там, куда их приведут хозяева, и во-вторых, к ним можно подойти близко, не боясь, что они в страхе убегут или проявят агрессию.

Вообще большинство фотографов дикой природы говорят, что самая сложная часть их работы — тихо сидеть в засаде в ожидании кадра. Это может продолжаться часами и днями. Например, индийский фотограф Хардик Шелат рассказывал, что просидел практически неподвижно 8 часов, чтобы поймать кадр с львом на водопое.

Готовы потратить 8 часов на подобный кадр? / Фото: petepixel.com

Также сложность возникает из-за того, чтобы получить толковый достаточно крупный снимок животного нужны длинные телеобъективы. Такая техника дорога, тяжела и требует твёрдой руки — чем длиннее телевик, тем легче получить смаз из-за движения рук.

Про лучшие телеобъективы читайте в этом материале. 

Также при съёмке дикой природы важно следить за состоянием аккумуляторов, поскольку они могут сесть в самый неподходящий момент, уничтожив кадр мечты. О лайфхаках, которые позволят батарейкам фотоаппарата дольше не разряжаться, читайте здесь.

Спорт: не пропустить момент, не потерять фокус и не допустить смаза

Съёмка спортивного мероприятия сочетает в себе сложности непредсказуемости репортажа и сложности фотографирования быстрого движения.

Для съёмки спорта также нужны светосильные телеобъективы и хорошие рабочие значения ISO, чтобы получать короткие выдержки (для профессионального спорта лучше всего использовать 1/500 и короче). Второй важный нюанс в том, что нужно учиться ловить момент. Когда вы снимаете, например, футбол, важно поймать решающий гол, а не только наделать эффектных фото, пока спортсмены разминаются.

Поймать пловца на вдохе — ещё одна сложная задача / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чтобы справляться с этой задачей, важно хорошо разбираться в виде спорта, который вы снимаете. Также очень помогут камеры с функцией предварительной съёмки. Это хитрая технология, которая работает таким образом: при полунажатии кнопки спуска камера начинает снимать и записывает кадры во временный буфер. Если нажать кнопку до конца, камера сохранит всё снятое в течение установленного периода до нажатия и продолжит серию. Если не дожимать кнопку — кадры из буфера будут удалены. Очень удобно, когда ждёшь решающего момента и не хочешь его упустить. И экономит место на картах памяти. Такой функцией могут похвастаться Nikon Z9 и Fujifilm X-T5.

В любом случае, спортивному репортёру необходимо иметь запас быстрых карт, чтобы место на карте не кончилось в самый неподходящий момент. О том, как выбрать подходящую карту, читайте в этом материале.

Подводная съёмка: разобраться в настройках и не утопить камеру

Подводная съёмка — это большой вызов даже для опытных фотографов. Во-первых, при съёмке под водой нужно не утопить камеру. Для этого используют разные водонепроницаемые чехлы и кейсы. Во-вторых, под водой сложно управлять камерой и вообще видеть, что ты снимаешь.

Третий момент — это свет. Вода пропускает свет иначе, чем воздух, из-за этого могут быть проблемы с цветом. Дело в том, что вода красный поглощает больше, чем синий, поэтому подводные фотографии часто имеют синий оттенок. Кроме того, свет часто бывает плоским и тусклым. 

Под водой можно создавать настоящие шедевры / Фото: unsplash.com

Больше информации о подводной фотографии вы найдёте в этом материале.

Концерты и банкеты: справиться с постоянно меняющимся светом

Концерты, клубная съёмка и разные банкеты также могут стать вызовом — особенно для начинающего фотографа. Здесь две основных проблемы — мало места, а значит, сложно искать ракурс и строить кадр и очень непредсказуемый свет. Причём, сложно сказать, что хуже — когда света просто очень мало или когда он мелькает, меняется и его то много, то мало.

Темнота грозит нам шумами, резкие вспышки яркого света — пересветами. В таких условиях критически важно уметь работать с искусственным светом, причём в некоторых случаях нужно будет достраивать тот свет, что есть, а в некоторых — полностью его перебивать. 

Фиолетовый свет на заднем плане — часть клубного света, танцующую пару подсвечивает вспышка / Фото: unsplash.com

О том, как работать со вспышками в условиях репортажа, читайте в этом материале.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest