Свет для накамерных вспышек — модификаторы

Накамерные вспышки — самый доступный вариант источника импульсного света. Их используют для репортажной съёмки, при фотографировании портретов, спорта и детей. Считается, что это простой и понятный инструмент, дающий предсказуемый результат. Однако свет накамерных вспышек можно очень сильно изменить при помощи насадок-модификаторов. О том, какие бывают насадки для накамерных вспышек и какого результата можно добиться с их помощью, читайте в этом материале.

Съёмка репортажа с простым рассеивателем для накамерной вспышки / Фото: photofocus.com

Модификаторы нужны для того, чтобы изменить свет накамерной вспышки — сделать его более мягким, более жёстким, придать ему форму или цвет. Эти инструменты позволяют не просто подсвечивать основной объект вспышкой при съёмке, а делают этот процесс контролируемым и творческим. Все модификаторы можно условно разбить на несколько групп.

Подборку хороших накамерных вспышек, которые будут работать с камерам разных систем, вы найдёте здесь.

Рассеиватели и отражатели
Тубусы, шторки и соты
Цветные гелевые фильтры
Наборы насадок

Рассеиватели и отражатели

Первая задача, с которой можно столкнуться при съёмке с импульсным светом — необходимость сделать поток света более мягким и рассеянным. Дело в том, что прямой свет вспышки достаточно резкий. Он даёт выраженные тени, контрастные переходы от светлого к тёмному. Поэтому он плохо подходят для ряда сюжетов, например, для съёмки женского портрета.

При работе с накамерными вспышками в качестве отражателей часто используют подручные объекты. Чтобы смягчить свет, можно использовать, например, вместо отражателя белую стену или потолок. Подробнее о таком подходе мы писали в этом материале.

Однако это не всегда удобно: подходящей стены в обозримом пространстве может не быть. А если есть необходимость получить более мягкий свет с простой накамерной вспышкой, как раз нужно использовать модификаторы.

Самый простой и примитивный отражатель для накамерной вспышки прячется прямо в её голове — простая белая пластинка.

Пластинка встроена в конструкцию вспышки и вытягивается из неё за отверстие в центре / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

От такого модификатора сложно получить много света или хороший свет, но всё же это лучше, чем ничего.

Второй очень распространённый вариант — рассеивающий колпачок. Это насадка из непрозрачного пластика, которая надевается на голову вспышки и рассеивает свет. При работе с колпачком голову вспышки можно направлять как в сторону модели, так и в потолок. Во втором варианте свет станет очень рассеянным. Особенно если потолок высокий.

Классические пластиковый прозрачный колпачок. Иногда ещё встречаются оранжевые или голубые варианты, которые не только смягчают свет, но и подкрашивают его / Фото: expertphotography.com

Колпачки часто используют, потому что они просты в использовании, очень компактны и бюджетны. Ещё встречаются варианты из мягкой белой ткани — работает такая насадка по тому же самому принципу.

Ещё один очень бюджетный и совершенно универсальный тип модификаторов — маленький отражатель. По сути, это просто мягкая фольгированная пластина, которая крепится к вспышке при помощи липучки.

Такие рассеиватели часто используют, например, при макросъёмке насекомых.

Следующий вариант, который можно использовать для того, чтобы смягчить свет накамерной вспышки — небольшой софтбокс. Такие софтбоксы работают по тому же принципу, что и их большие студийные собратья. С поправкой на размер: такой модификатор можно использовать прямо на камере — и её не будет перевешивать. Большой софтбокс требует отдельной стойки или ассистента, который будет с ним работать.

Среди накамерных софтбоксов встречаются квадратные варианты и маленькие октобоксы.

Съёмка с миниатюрным октобоксом / Фото: photofocus.com

Ещё один необычный вариант рассеивателя для накамерной вспышки — сфера. Такие модификаторы хорошо подходят для создания ровного бестеневого светового рисунка. Минус этого типа рассеивателя — вес и некоторая неуниверсальность. При выборе важно смотреть на тип крепления. Необходимо, чтобы он подходил в к вспышке, с которой вы собираетесь работать.

Тубусы, шторки и соты

В противоположность предыдущей группе модификаторов инструменты в этом разделе нужны не для того, чтобы сделать свет мягче, а наоборот, чтобы сделать его более очерченным.

Один из самых распространённых модификаторов этого типа — соты. Это, как правило пластиковая или металлическая решётка, которая позволяет сделать свет более направленным и ограничить его по краям. Это полезно, когда нужно подсветить лицо модели, но не засвечивать фон. Очень актуально при съёмке портрета в низком ключе.

Портрет с сотами, портрет без сот / Фото: creativepadmedia.com

Подробнее о том, как работать с сотами, читайте в этом материале.

Шторки тоже отсекают лишний свет, но делают это более примитивным способом, просто отсекая пучок света по бокам. Тубусы используются для освещения отдельных деталей. Она позволяет создавать достаточно чёткое световое пятно. Часто с помощью тубуса подсвечивают фон при съёмке классического портрета.

Обратите внимание на фон: он освещён неравномерно. За спину модели свет летит через тубус / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Цветные гелевые фильтры

У гелевых фильтров два основных способа использования. Первый — скорректировать температуру света, чтобы сбалансировать свет вспышки с естественным светом. Например, это может быть полезно, когда вы снимаете в помещении, точечно освещённом маленькими тёплыми бра. Если использовать в этой ситуации голую вспышку, её свет будет казаться очень холодным. Либо придётся подбирать баланс белого, чтобы свет вспышки выглядел хорошо. В этом случае лампы будут выглядеть очень жёлтыми.

В этом случае, чтобы избежать дисбаланса используют тонкие оранжевые цветные фильтры. 

Ещё одна распространённая ситуация, в которой удобно работать с цветным гелевым фильтром — съёмка портрета на закате. С закатом та же история — свет заходящего солнца теплее, чем вспышка, поэтому их нужно сбалансировать / Фото: blog.upskillist.com

Также при помощи цветных гелевых фильтров создают разные креативные эффекты. Например, с их помощью можно снимать такие необычные портреты с цветным светом.

Мода на портреты с цветным светом держится уже который год / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Больше идей, хитростей и лайфхаков для съёмки с цветным светом вы найдёте в этом материале.

Наборы насадок

Если есть интерес к работе со светом именно с использованием накамерных и компактных вспышек, есть смысл присмотреться к готовым наборам насадок. Они дают возможность опробовать и познакомиться с разными модификаторами и при этом сэкономить.

Обычно наборы подбираются под тип крепления и тип вспышки. Например, для стандартной накамерной вспышки подойдёт такой вариант. В нём есть соты, тубус, софтбокс, круглая линза, цветные гелевые фильтры и все необходимые переходники для разных насадок.

Универсальный набор насадок для накамерных вспышек / Фото: fotosklad.ru

Для вспышек с круглым креплением есть интересный набор от Falcon Eyes. В комплекте тубус, соты, цветные фильтры, сфера и несколько других вариантов рассеивателей.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest