После появления первых цифровых камер многим стало казаться, что плёночная фотография скоро умрёт и плёнку перестанут производить. Тем не менее, в последние годы интерес к плёнке растёт, её продолжают производить (и даже заново запускают приостановленное производство профессиональных плёнок).
На плёнку снимают опытные фотографы, интересуются ей и новички, которые никогда раньше с ней не имели дела. Эта статья для тех, кто хочет попробовать поснимать на плёнку, но не знает, подойдёт ли для этого завалявшаяся у родителей в шкафу «Смена», или стоит присмотреться к более продвинутым камерам.
Компактные плёночные камеры («мыльницы»)
Были очень распространены в конце 90-х–начале 2000-х годов, и до сих пор встречаются во вполне приличном состоянии. Можно найти б/у и в специализированных интернет-магазинчиках, которые принимают подержанную технику, проверяют её на работоспособность и уже после этого выставляют на продажу.
Среди компактных камер встречаются как продвинутые модели с высоким качеством съёмки, так и простейшие аппараты, место которым в мусорном ведре. Во времена своей молодости они отличались по цене, и было понятно, что чем дешевле камера, тем она хуже. На вторичном рынке выбрать сложнее: даже за ненужный хлам с бабушкиной антресоли недобросовестный (или некомпетентный) продавец может требовать больше, чем его коллега за действительно неплохую камеру. Перечислим признаки и особенности, по которым можно их опознать.
Признаки дешёвой некачественной «мыльницы»
Для удешевления производства в простейшие камеры ставили объектив из нескольких пластиковых линз, без автофокуса и с фиксированной диафрагмой (он давал более-менее резкое изображение всего, что находится дальше двух метров от камеры). У некоторых был экспонометр, но часто обходились и без него — в итоге камера снимала на одной-единственной выдержке.
Для начала стоит осмотреть камеру снаружи. У дешёвой мыльницы помимо видоискателя на корпусе не будет никаких дополнительных окошек, за которыми могли бы находится датчики автофокуса и экспонометра. Честные производители могли признаться, что автофокуса в камере нет, и написать «fixed focus» или «focus free». Если надписей нет — вставляем батарейки, жмём на спуск и смотрим на объектив. Если во время съёмки в нём ничего не жужжит и не движется, перед нами камера с фиксированным фокусом. Брать такую не стоит.
Признаки хорошей компактной камеры
Качественные камеры даже внешне выглядят более продвинутыми. Спереди на корпусе есть окошки для экспонометра, системы автофокусировки и лампы подсветки фокуса. У большинства моделей будет небольшой жк-экран, на котором отображаются количество оставшихся кадров и режим работы вспышки. Есть кнопка управления вспышкой, с помощью которой можно переключаться между автоматической вспышкой, заполняющей, выключенной и режимом устранения красных глаз.
Если при этом в камере всё работает (вспышка вспыхивает, объектив выдвигается, затвор щёлкает, а моторчик перемотки плёнки жужжит), и камера выглядит не очень потрёпанной, её можно смело рекомендовать к покупке.
Плюсы и минусы компактных плёночных камер
К плюсам таких камер можно отнести их простоту и возможность получить неплохой результат в большинстве случаев. «Мыльница» прекрасно подойдёт тем, кто не готов сильно углубляться в изучение настроек камеры и привык снимать на смартфон в авторежиме: взял камеру, купил плёнку, зарядил и снимай.
Есть у них и минусы. У большинства компактных камер нет никакой возможности влиять на экспопараметры: камера умная и сама решает, что и как ей снимать. При этом с действительно сложными условиями большинство мыльниц просто не справится (например, ночью камера включит вспышку, что никак не поможет тому, кто хочет снять пейзаж). У редких моделей есть возможность выбрать сюжетный режим (портрет, спорт, пейзаж) или ввести экспокоррекцию.
В компактной камере нельзя задать светочувствительность плёнки вручную — она считывает это значение с кассеты по DX-коду (это комбинация квадратиков из токопроводящей краски или фольги). Так что при выборе плёнки для «мыльниц» стоит выбирать ту, на которой есть DX-код. Это могут быть любительские плёнки Kodak или чёрно-белые плёнки Ilford.
Ну и последний недостаток — не самая высокая надёжность и низкая ремонтопригодность. Большинство «мыльниц» сделано из пластика, включая шестерёнки, механизмы фокусировки и перемотки плёнки. Так что при интенсивной работе они рано или поздно выйдут из строя. Конечно, есть и исключения, но они встречаются редко и стоят дорого.
Старые советские камеры
Если дома завалялась старая дедушкина камера, может возникнуть желание поснимать на неё. К сожалению, не все камеры дожили до наших дней невредимыми, а из доживших не все заслуживают того, чтобы в них заправляли дорогую плёнку.
Советские камеры, которые не стоит использовать в 2023 году
В этот раздел можно поместить большинство камер, доступных сегодня на барахолках. В первую очередь сюда стоит отнести все шкальные фотоаппараты — например, семейство камер «Смена». Хлипкий пластиковый корпус, не самый качественный объектив, тугое колесо перемотки и видоискатель, лишь примерно отображающий то, что попадёт в кадр. Это было неплохим вариантом первого фотоаппарата для школьника 40 лет назад, но даже тогда его обладатели мечтали поменять свой простенький фотоаппарат на «Зенит» или хотя бы «ФЭД».
Автоматические советские камеры. К ним относятся «Виллия-авто», «Силуэт-автомат», камеры семейства «Эликон». В этих камерах для работы автоматики использовались селеновые фотоэлементы, которые со временем выгорают и начинают врать. Так что, если хочется снимать в авторежиме, лучше выбрать какую-нибудь приличную мыльницу, о которых мы писали в первом разделе.
Первые дальномерные камеры «ФЭД» и «Зоркий». Единственный их плюс — они похожи на первые «Лейки», с которых и были скопированы. В остальном это устаревшие, неудобные и капризные в обращении камеры, которые могут выйти из строя от неправильного обращения (например, если менять выдержку при невзведенном затворе, он может выйти из строя).
Советские камеры, которые можно использовать
В первую очередь, можно обратить внимание на зеркалки. До наших дней дожило немало «Зенитов» — чаще всего, это простые модели «Зенит В», «Зенит Е» и«Зенит ЕТ». Были и более интересные модели (например, «Зенит 19» с TTL-замером экспозиции и широким диапазоном выдержек и автоматические «Зенит-автомат» и «Зенит АМ»), но они часто ломались и найти их в рабочем состоянии практически нереально.
Зеркалку со светосильным «Гелиосом» можно считать неплохим вариантом для начинающего пленочного фотографа. Правда, при попытке поснимать на современную светочувствительную плёнку могут возникнуть проблемы из-за того, что самая короткая выдержка всего лишь 1/500. Так что, придётся или закрывать диафрагму (и терять размытие фона), или использовать нейтральный фильтр.
Из интересных камер стоит отметить серию «Горизонт» для панорамной съёмки (съёмка происходит на обычную 35-мм плёнку, размер кадра при этом 24х58 мм) и среднеформатные камеры «Салют» и «Киев», созданные на основе камеры «Hasselblad» и способные снимать на профессиональную широкую плёнку.
Импортные плёночные зеркалки
Эти фотоаппараты подойдут тем, кто серьёзно занимается фотографией, умеет обращаться с камерой и хочет получить максимально качественный результат. Для любителей более «винтажных» камер с классическими барабанчиками выдержек и диафрагм и курком для ручной перемотки плёнки есть модели 1970-х — 1980-х годов. Например, это могут быть Nikon F или Olympus OM-1.
Более поздние модели, выпущенные в 2000-х, практически ничем не отличаются от современных цифровых зеркалок: тот же барабанчик с режимами PASM, передний и задний управляющие диски и информационный ЖК-экран на верхней панели. Разве что количество точек автофокуса заметно скромней, их может быть всего 3-5 штук в центре кадра.
В эти камеры можно смело заряжать любую плёнку — и любительский Kodak Gold, и чёрно-белую Silberra PAN 100, и профессиональную Kodak Portra, и идти снимать хоть на улицу, хоть в студию. Главное — не забыть после покупки камеры отснять тестовую плёнку и убедиться, что камера работает верно, и только после этого приступать к ответственным съёмкам.