Телеконвертер — это специальная насадка, которая меняет фокусное расстояние объектива — делает объектив более длинным. Но, как и у любой магии в фотографии, у использования таких приспособлений есть свои минусы и подводные камни. О том, что такое телеконвертер, как им пользоваться, какой выбрать и с какими проблемами можно столкнуться, читайте в этом материале.
Что такое телеконвертер
Плюсы и минусы использования телеконвертеров
Как подобрать подходящий телеконвертер
Что такое телеконвертер
Телеконвертер — это насадка, которая увеличивает фокусное расстояние объектива и позволяет сильнее приближать объект в кадре. Проще говоря, расширяет возможности для зума. Если без конвертера на какой-то объектив можно сделать с определённого расстояния портрет птички в полный рост, то с конвертером можно сделать ей уже крупный портрет.
Конвертер устанавливается между камерой и объективом. С одной стороны у этой насадки байонет, аналогичный тому, который устанавливается на камеру, с другой стороны — крепление повторяющее заднюю сторону объектива.
Телеконвертеры часто используются для съёмки живой природы, съёмки в больших залах, где нет возможности подойти ближе, съёмки спорта (особенно водных видов), где также невозможно подойти ближе, не намочив ног и камеры. Также телеконвертеры часто используют при съёмке видео.
Плюсы и минусы использования телеконвертеров
К плюсам можно отнести то, что при помощи этой насадки вы можете получить очень длинный объектив, не покупая его. Например, берём Canon 70-200 F/2.8, добавляем телеконвертер и получаем объектив с параметрами 100–300 мм f/4. Телеконвертер обойдётся в сумму от 10 до 60 тысяч в зависимости от производителя, а близкий по параметрам телевик — уже в 200 тысяч. По сути, получаете второй объектив с более длинными фокусными расстояниями, только существенно дешевле.
Кроме того, насадка-конвертер значительно компактнее, чем длинный телевик, её проще кинуть в рюкзак и везде носить с собой.
Однако не всё так радужно. У телеконвертеров есть ряд минусов, которые ограничивают поле их использования.
Первый неприятный эффект телеконвертера — то, что он уменьшает светосилу объектива. То есть, если взять, например, Tamron 70-200mm F/2.8, при помощи телеконвертера его фокусное расстояние можно увеличить до 140–400 миллиметров. А это уже очень солидное увеличение: можно смело идти снимать птичек в лесу или спорт с трибун. Но вот светосила объектива упадёт с 2.8 до 5.6.
А с падением светосилы падает возможность работать в условиях слабой освещённости, удлиняется минимальная выдержка, которую мы можете использовать или увеличивается необходимое значение ISO. Значит, больше шансов, что придётся выбирать: смаз или шум.
Кстати, это одна из причин, по которой телеконвертеры часто используют при видеосъёмке — видео не требует коротких выдержек (а наоборот, требует длинных, чтобы не было эффекта подёргивания). Поэтому для видео падение светосилы не столь важно, как при съёмке фото.
Также падение светосилы не помешает фотографу-пейзажисту, который использует при работе штатив. О том, как связана правильная выдержка при съёмке видео со стробом, мы писали здесь. Как фотографировать пейзажи — в этом материале.
Ещё один момент: с дешёвыми телеконвертерами нужно быть очень осторожным — причём в прямом смысле всегда быть настороже. Крепления могут быть слабыми, в результате объектив может отвалиться в самый неподходящий момент. Поэтому, если вы используете бюджетный конвертер с дорогим светосильным объективом, следите за хватом при съёмке. Держаться за телеконвертер — плохая идея. Лучше ставить руку на объектив — даже если отвалится, останется у вас в руке.
Второй минус недорогих телеконвертеров — влагозащищённость. Чаще всего телеконвертерами пользуются профессиональные журналисты, фотографы дикой природы и спортивные фотографы. Для съёмок такого жанра важна надёжность техники, поскольку зачастую приходится работать в снег, дождь или в пыльных условиях. Поэтому они используют профессиональные камеры и оптику, которые защищены уплотнительными кольцами от пыли и влаги.
Родной телеконвертер чаще всего тоже будет защищён, и при установке на такой комплект влагозащита сохранится. А если взять дешёвый китайский телеконвертер, есть шанс сэкономить 20-30 тысяч на покупке, но убить технику стоимостью в несколько сотен тысяч рублей.
Третий минус (также характерный для недорогих китайских конвертеров) — качество картинки. Дело в том, что любой оптический прибор (объектив, светофильтр, конвертер), участвующий в съёмке, будет неизбежно влиять на качество готового кадра. И как ни печально, финальное качество будет определяться по самому слабому звену в цепи.
Ещё одна проблема — это подбор подходящего телеконвертера. Далеко не любая насадка подойдёт любому объективу. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе.
Как подобрать подходящий телеконвертер
Есть объективы, в которых телеконвертер уже встроен. Например, это NIKKOR Z 400mm f/2.8. Это отличное решение, потому что любая дополнительный элемент конструкции в любом случае снижает надёжность всей конструкции. Плюс бывают случаи, когда поставить или снять телеконвертер сложно и неудобно — например, когда идёт дождь или дует ветер. В этой ситуации снять объектив — гарантированно наловить пыли или воды на заднее стекло объектива или на матрицу беззеркалки.
В первую очередь обращаем внимание на байонеты. Под каждую систему камер существуют собственные родные конвертеры. Canon для Canon, Nikon для Nikon, Fujinon для Fujifilm, Sony для Sony и так далее. Встречаются и насадки от других производителей, например, Yongnuo для Canon. Совсем универсальных насадок, которые подойдут на любую камеру любой системы, не бывает.
Далее важно убедиться, что для вашего объектива существует телеконвертер. Даже если у вас объектив Nikon и вы купите телеконвертер Nikon, это не означает, что они подойдут друг другу. Есть шансы, что установить конвертер не получится или при установке объектив сломается.
Перед покупкой телеконвертера стоит посмотреть список совместимых объективов (лучше всего для этого использовать сайт производителя). Там часто прописывают прямо список совместимых объективов или список линеек, с которыми конвертер точно будет работать.
Как правило, телеконвертеры выпускаются на дорогие светосильные телеобъективы. Например, Sony FE 70-200mm f/2.8 точно будет работать с подобным конвертером. Что касается вопроса, стоит ли ставить телеконвертер, например, на широкоугольный объектив, чтобы сделать его чуть длиннее, ответ — нет, лучше так не делать. И лишний элемент в схеме, и высоки шансы, что насадка не подойдёт (всё же изначально они разрабатываются для других объективов) и, скорее всего, такая модификация окажется неоправданно дорогой. Телеобъективы удлиняют при помощи конвертеров чаще всего потому, что очень длинные телевики обычно невероятно дороги. Поэтому и сами насадки стоят немало.
Дальше стоит определиться, какая необходима степень увеличения. Самые распространённые это: 1.4Х, 2Х, 3Х . Чем больше цифра, тем сильнее конвертер удлиняет фокусное расстояние. И тем сильнее «ест» светосилу. Об этом важно помнить.
Также стоит обратить внимание, поддерживает ли конвертер автофокусировку. Обычно более дорогие модели умеют работать с автофокусом, более дешёвые аналоги превратят объектив в ручной. О том, как работать с мануальным объективом, читайте в этом материале.