• Виктория

Цветовое пространство Lab на практике: что это, зачем нужно фотографу

Lab — это цветовое пространство, где каждому цвету дали свою координату, порядковый номер, если упрощать. Его можно назвать теоретическим, потому что в реальной жизни цветов Lab не существует. Это некий образец, идеальная модель цвета. 

Эта однозначность делает Lab необходимым — вы называете номер, и любой человек в мире с любым монитором и любой краской будет понимать этот цвет также, как и вы. Поэтому это цветовое пространство используют, например, в автомобильной промышленности. Там цвета индексируют именно в модели Lab, чтобы не было споров в духе «эта машина должна быть ближе к фиолетовому или сиреневому?». Но мы бы не писали про Lab, если бы он был нужен только автопрому. Рассказываем, зачем нужен Lab и как его использовать фотографу.

Если освоить Lab, вы будете тратить гораздо меньше времени на некоторые тонировки и моменты цветокоррекции / Фото: Елизавета Чечевица

Как расшифровывается Lab

Lab — виртуальное цветовое пространство, которое состоит из трёх каналов. Похоже на RGB, но пространство RGB состоит из трёх хроматических — цветовых — каналов: красного, зелёного и синего. В Lab же входит один яркостный и два хроматических канала.

Читайте также:
Каналы в Photoshop: что это такое, что с ними можно делать

– L — это яркость. Название первого канала происходит от английского lightness. Получается, это чёрно-белый канал, где вообще нет цвета. Представьте, что вы перевели фотографию в монохромную, удалив всё цветное. Да, это первый канал Lab.

– a — хроматический канал. Несёт информацию о цвете. Отвечает за оттенки зелёного и пурпурного или холодного красного. Это то же самое, что ползунок Оттенок / Tint при работе с балансом белого.

– b — хроматический канал. Тоже несёт информацию о цвете, но отвечает за синие и жёлтые оттенки. Это та самая цветовая температура в балансе белого или ползунок Температура / Temperature.

Схематичное отображение Lab / Источник: openclipart.org

Получается, страшный Lab — это на самом деле знакомый всем инструмент, отголоски которого есть и в мощных графических редакторах типа Photoshop, Capture One, Lightroom и даже в простейших мобильных приложениях для «шлифовки» селфи. 

Зачем нужен Lab — 9 причин уважать цветовое пространство

  • Lab помогает конвертировать цвета из RGB в цветовое пространство CMYK и наоборот. Повлиять на это пользователь не в силах — это внутренняя кухня графических редакторов.
  • Lab используют в промышленности и производстве, чтобы вся цепочка поставщиков-производителей-заказчиков одинаково понимала цвет.
  • Lab встроен во многие графические редакторы как инструмент вычисления и изменения цвета и яркости.
  • Lab помогает делать необычные тонировки, которые вне этого цветового пространства реализовать можно, но дольше и сложнее.
  • С помощью Lab можно поднимать контраст, не меняя цвет фотографии.
  • Lab может «удалить» из фотографии лишние оттенки, сделав её более минималистичной по цвету.
Слева результат до удаления лишних оттенков, справа — после. Главное достижение в том, что у моделей выровнялся цвет кожи / Фото: Елизавета Чечевица

7. Lab может «раздвинуть» цвет, сделав его более разнообразным по оттенкам.

8. Lab помогает аккуратно поднять насыщенность тех объектов на снимке, что в жизни были бледноватыми. То же самое действие в цветовом пространстве RGB даёт более грубый эффект.

9. Дизайнерам Lab помогает создать чистый градиент без грязных сероватых оттенков в центре.

Обработка фотографий в Lab — 5 простых методов

Lab лучше рассматривать как инструмент, который можно использовать в некоторых случаях. Совсем отказываться от RGB в его пользу бессмысленно. Применяйте его иногда и по ситуации, относясь к нему так, как к сиропу в любимом кофе — он сделает его лучше, дополнит, но не заменит сам напиток. 

Ниже делимся любимыми рецептами, а перед этим — рассказываем, как перевести фотографию в Lab.

Как переключиться в Lab

1. Откройте снимок в Photoshop.

2. В верхней строке найдите третью кнопку Изображение / Image.

3. Нажмите на неё.

4. Наведите курсор на строку Режим / Mode.

Найдите Lab в выпавшем списке / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Как разнообразить цвет и поднять насыщенность в Lab

1. Переведите фото в цветовое пространство Lab.

2. В палитре слои нажмите по Слой 0 / Layer 0 правой кнопкой мыши.

3. Выберите Создать дубликат слоя / Duplicate layer.

4. Встаньте на копию исходника.

5. Откройте палитру Каналы / Channels.

6. Нажмите на канал a. То, что фотография станет грязно-серой — нормально.

7. Идите в Изображение / Image – Коррекции / Adjistment – Выровнять яркость / Equalize.

Фотография станет грубой и контрастной / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

8. Зайдите в Редактирование / Edit – Ослабить: Выровнять яркость / Fade Equalize или зажмите Shift + Ctrl + F.

В открывшемся окне выберите 40% и нажмите Ок / Иллюстрация: Елизавета Чечевица.

9. Повторите действия 6-8 для канала b.

10. Вернитесь на палитру слои.

Измените Непрозрачность / Opacity слоя с коррекцией до симпатичного результата. Диапазон 10-40% / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Важно: если на фотографии были проблемы с балансом белого, результат может быть некрасивым. Например, кожа станет ярко-пурпурной. Уберите паразитные оттенки перед тем, как применять коррекцию в Lab.

Читайте также:
Ретушь лица в Photoshop: основы, инструменты и лайфхаки

Фото снизу — результат после коррекции в Lab. Для наглядности он несколько грубее, чем должен быть (непрозрачность 29%). Такая коррекция хороша для пейзажей, архитектуры, марко, фуд-фотографии и предметной съёмки / Фото: Елизавета Чечевица

Как поднять контраст в Lab

1. Откройте фотографию в Lab.

2. В палитре Слои / Layers создайте слой с Кривыми / Cruves.

Читайте также:
Гайд по кривым: как обработать фотографию самым мощным инструментом Photoshop

Находим прячущиеся в меню Кривые / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

3. Создайте классическую S-образную кривую.

В такой кривой левая точка должна быть ниже центра, а правая — выше / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Важно: создавать кривую нужно обязательно в канале Lightness.

Фэнтезийная тонировка в Lab за несколько секунд

1. Переведите снимок в Lab.

2. Зайдите в палитру Каналы / Channels.

3. Нажмите на канал a.

4. Нажмите Ctrl + a, чтобы выделить канал.

5. Нажмите Ctrl + V, чтобы скопировать его содержимое.

6. Кликните на канал b.

7. Нажмите Ctrl + С, чтобы вставить в него копию канала а.

Нажмите на Lab и вы увидите вашу новую тонировку / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Осенняя экспресс-тонировка в Lab

Превратить лето в осень за несколько секунд также можно в Lab. Для этого сделайте то же самое, что в прошлом разделе, но поменяйте каналы а и b местами.

1. Переведите снимок в Lab.

2. Зайдите в палитру Каналы / Channels.

3. Нажмите на канал b.

4. Нажмите Ctrl + A, чтобы выделить канал.

5. Нажмите Ctrl + V, чтобы скопировать его содержимое.

6. Кликните на канал a.

7. Нажмите Ctrl + С, чтобы вставить в канал а копию канала b.

Листья в кадре пожелтели за несколько секунд / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Как выровнять цвет кожи в Lab

Если модель плохо накрасили, ей слишком холодно или жарко, цвет кожи на лице может сильно отличаться в разных областях. Что уж говорить про ситуации, когда в кадре две разные модели, которые априори не могут быть с одинаковым оттенком кожи. Делимся секретом, как с помощью Lab уровнять оттенок кожи.

1. Переведите фото в Lab.

2. Создайте дубликат слоя.

3. Перейдите в палитру Каналы / Channels.

4. Нажмите на канал b.

Всё станет серым и непонятным. Чтобы видеть результат коррекции сразу же, нажмите на пустые квадратики слева от слоёв, чтобы в них появилась иконка глаза / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

5. Зайдите в Изображение / Image – Микширование каналов / Apply Image. С этим инструментом раньше сталкивались те, кто ретуширует с помощью частотного разложения.

Выберите Канал / Channel – а и поставьте режим наложение Осветление / Lighten / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

6. Нажмите Ок. Цвет кожи моделей выровняется, исчезнут пурпурные и красноватые оттенки.

Вместе с кожей перекрасились и фиолетовые, пурпурные, розовые цветы. Если это не входило в ваши планы, добавьте к слою маску и чёрной кистью сотрите эффект там, где он не нужен. Например, на цветах или на губах / Иллюстрация: Елизавета Чечевица
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest