Файн-арт фотография у многих на слуху. Часто этот термин трактуют по-разному, иногда не совсем понимая, что это значит. Сегодня разберёмся, что такое файн-арт фотография, какой она может быть, и подробно посмотрим, как подготовиться и сделать портретную съёмку в этом стиле.
Что такое файн-арт фотография
Как разработать идею для файн-арт портрета
Как снять файн-арт портрет
Что такое файн-арт фотография
Очень часто этот файн-артом называют любые милые светлые портреты красивых дев в садах, обязательно с осветлённой через HSL зеленью. Такие картинки могут быть вполне себе файн-артом. А могут и не быть.
Ещё часто можно встретить «стиль файн-арт в свадебной фотографии» — типа когда фоточки похожи по цвету на картины определённого периода. Чаще всего это разные аллюзии на художников эпохи Возрождения.
А ещё могут написать, что надо обязательно на плёнку. Или чтобы бокешка была такая, чтобы ух! В общем, у любого термина, который пошёл в народ, такая судьба — он обрастает мифами, пока практически не теряет смысл.
Но если отвлечься от мифов и вернуться к терминологии, файн-арт — это когда фотография создаётся, чтобы передать какую-то идею автора. Или эмоцию, или историю.
Такая фотография противопоставляется документалистике в широком смысле этого слова. То есть не только фотожурналистике, которая фиксирует происходящие события, но и, например, классической семейной фотографии, основная цель которой — запечатлеть людей такими, какие они есть в этот момент.
Это больше, чем просто фотосъёмка портрета, рекламной кампании красоты или моды или документального фильма, где фотография запечатлевает реальность. В этом случае фотограф работает скорее как художник, который создаёт визуальный образ, а модель — напротив, становится как бы инструментом и выполняет определённые задачи в кадре.
Короче говоря, файн-арт — это когда фотография скорее про того, кто снимает, а не про того, кого снимают.
Как разработать идею для файн-арт портрета
Файн-арт портреты могут быть очень разными, иногда доходящими до грани откровенного концептуализма с цветами во рту и насекомыми в волосах. Хотя это не обязательно. Иногда глубокую идею получается донести при помощи цвета — фона и одежды, макияжа, позировок или окружения модели.
Процесс создания файн-арт портрета зачастую более длительный и сложный, чем у классического. Потому что сначала надо подумать про идею, а потом ещё и про воплощение.
Первый шаг — обдумать идею или концепцию, а затем — как воплотить её в жизнь. Обычно идею для таких съёмок не приходится из себя выдавливать. Она приходит сама. А если не приходит, возможно, не стоит забивать себе этим голову. Для начала стоит подумать о том, чем вы увлечены или что имеет для вас значение. Вы можете рассмотреть ряд идей, пока не найдете то, зажигает изнутри.
Читайте также:
Идеи для съёмки: как фотографу найти свой стиль
Если в какой-то момент на вас напал творческий кризис, хорошо помогает развитая насмотренность — смотрим художников, фотографов и дизайнеров, которые нравятся. Настраиваем все ленты в соцсетях, чтобы показывали вам это, а не картинки с котами, и радуемся.
Если какая-то идея очень понравилось — обязательно сохраняйте её, такие вещи легко забываются. Есть хорошая книга «Кради, как художник», с помощью которой можно и поупражняться в комбинировании и доработке идей.
Когда определились с идеей, обязательно поищите, что на эту тему уже снимали. Поверьте, какие-то фотографии уже точно есть. Ничто не ново под Луной. Искать можно и на банальном Pinterest, и в картинных галереях. Тут уж кому что ближе. В любом случае такой поиск обогащает вас и делает снимки более интересными.
Отдельная история — это подбор модели. Это одна из самых сложных и интересных задач. Точное попадание в типаж может очень сильно улучшить съёмку, а если не угадать — наоборот, можно всё испортить. Важна и внешность человека, и минимальный набор навыков.
Когда человек совсем не умеет позировать или и вовсе боится камеры — это беда-печаль. Обычно хорошо создавать сложные вещи с актёрами или другими людьми, которые как-то связаны с театром или кино.
Очень хорошо, если есть возможность заранее познакомиться с моделью, узнать её получше и посвятить в идею съёмки. Если она понимает вашу концепцию как-то иначе, хорошо бы узнать об этом до начала фотосессии. Точно так же, если вы работаете с двумя или более моделями, дайте им возможность познакомиться друг с другом, это поможет им чувствовать себя более комфортно.
Короче, готовимся. Ищем место, ищем реквизит, если нужен. Ищем одежду для модели и всех бьюти-мастеров, которые нужны. Есть случаи, когда вся идея будет крутиться вокруг образа — одежды и/или макияжа.
Читайте также:
Собрать команду для фотопроекта. 7 ответов для тех, кому надоело снимать в одиночку
Такие съёмки многим нравятся, но требуют больших вложений сил. Если пока нет уверенности, можно начать с простого. У подхода, когда в съёмку вкладываешься сильно, как и у любой палки, два конца. С одной стороны, красиво накрашенного и одетого человека в красивой локации снять проще. С другой стороны, когда вложено много, появляется много ожиданий. На некоторых людей это может давить.
Подумайте, делаете ли вы «съёмку одной картинки» или хотите строить серию. И тот, и другой подход имеют право на жизнь. Для серии, возможно, потребуется больше аппаратуры (разные объективы для разных крупностей) и больше навыков по работе со светом, если вы выбираете для себя вариант с искусственным.
Например, под крупные портреты лучше взять умеренный телевик, а если планируете сосредоточиться на ростовых, подойдёт и штатный зум. А возможно, вы и вовсе решите, что объектив — одно из важных средств выразительности в вашей концепции и отснимете всё на ширик. О том, как снимать портреты на широкоугольный объектив, читайте в этом материале.
На этапе подготовки можно даже попробовать порисовать раскадровки, если быстро строить композицию в поле сложно.
Как снять файн-арт портрет
Не забывайте про технику и законы композиции. Для начинающих очень характерна классическая ошибка — они циклятся на идее и в результате снимают текст, а не картинку. То есть описание сюжета на бумаге звучит классно, а на фотке — ну, такое. И это очень обидно, поскольку иногда идеи реально классные, подготовка серьёзная и дорогая, а на выходе совсем не тот результат.
Дело в том, что идея — это лишь часть любого портрета (даже если мы говорим о художественной фотографии). Композиция, умение работать со светом и видеть цвет — не менее важные части, чем идея. Без них красота красивая не получится.
Читайте также:
Фото с естественным светом: учимся искать, видеть, изменять
Также, как и при любой съёмке портрета, важно обращать внимание на свет. Если ваша идея не крутится вокруг света, не стоит городить необоснованно сложные схемы. Есть классические схемы для портрета.
Хотя, конечно, часто свет работает на идею очень сильно. Резкий свет создает сильные и четкие тени, добавляет контраста и привлекает внимание к определенной части вашего изображения. Используйте его, чтобы добавить драматизма, силы и загадочности вашим портретам. Мягкий или рассеянный свет даёт более плавный переход от светов к теням.
Обратите внимание на разные техники: возможно вашу идею поможет раскрыть длинная выдержка, призма, мультиэкспозиция или маски гобо.
Читайте также:
Портрет с 2 источниками света в студии — схемы
8 простых схем света с тремя источниками
Чтобы получить такую картинку, нужно работать с импульсным и постоянным светом параллельно. Подробнее об этой технике мы писали здесь.
Ещё одна идея: попробуйте снять портрет без лица. Такие снимки часто получаются очень красноречивыми.