Фотоаппарат в руках, аккумулятор заряжен, карта памяти готова записывать шедевр за шедевром. Но всё что-то не то, и палец замирает в миллиметре от кнопки спуска затвора? Есть разрозненные знания, но нет системы? Есть желание, но нет волшебного пинка? Тогда вы по адресу!
Ниже — 11 советов, как научиться фотографировать, выстраданных на девятилетней практике автора и его учеников. Разбираемся, как облегчить старт в фотографии и что нужно знать для начала.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/68c526eac897d0cc8a8d98476b7b1074.jpg)
Фотографируйте
Самый ужасный, самый раздражающий и самый полезный совет. Чтобы научиться фотографировать, нужно фотографировать. Даже если страшно, непонятно, с чего начинать, а вместо техники за полмиллиона в руке дешёвая мыльница с треснувшим объективом, доставшаяся от дедушки.
Не ждите идеального момента, когда внутри будет уверенность и полный дзен. Вероятно, такого не случится никогда. Да, страх может быть огромным, особенно если вы — перфекционист. Но начните делать, преодолейте, и он рассеется. Негативные эмоции — естественная часть жизни. Иначе никак.
Создайте себе условия
Распишите ситуацию, в которой случился самый ужасный исход. Допустим, вы запороли портретную съёмку. И что? У вас отберут камеру? Исключат из списка фотографов? Заблокируют навсегда фотошоп? Да, это неуютно, неудобно, плохо. Но не смертельно.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/e7dbd3ce77dadf3304fd458b8cd9abe4.jpg)
Сразу хочется зарабатывать миллион. Или хотя бы пару тысяч за старания. Но все фотографы начинают с бесплатных съёмок, чтобы наработать портфолио. Более того, многие опытные фотографы портфолио составляют из творческих съёмок, которые они продумывают и оплачивают сами от и до, а деньги получают за те съёмки, которые никогда не окажутся в их соцсетях.
Начните с постоянного света
Постоянный свет не даст такой же идеальной резкости и качества, как вспышка, но зато он даёт самое важное для новичка — вы ставите схему свету и сразу видите, какой светотеневой рисунок получается на модели.
Читайте также:
Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии
Не торопитесь
Типичная ситуация для новичка — включить серийную съёмку и не отпускать кнопку спуска затвора, пока не кончится заряд аккумулятора или время аренды фотостудии. А что уж там получилось — это сюрприз, который предстоит открыть уже дома, сидя за компьютером. Это неправильный подход.
Если вы только начинаете фотографировать, не жадничайте. Вместо часа в студии лучше арендуйте зал на два или три. Либо вообще снимайте дома, на улице, где можно фотографировать сутки напролёт. Главное — предупредить модель, чтобы для неё это не было неприятным сюрпризом.
Читайте также:
Первый раз в студии: советы для новичка
Снимайте всё, но выбирайте комфортное
Расхожий совет — фотографировать всё подряд. Брать с собой камеру везде и всегда, даже если вы вышли за молоком в магазин. Это действительно поднимет ваш скилл и может быть хорошим советом, если вы к этому готовы и в вас это откликается. Если вы любите естественные кадры и репортажи, следите за уличными фотографами и обожаете спонтанные сцены, то, конечно, это ваш вариант.
Если же это вам не близко, фотографируйте всё, но в более комфортных для вас условиях. Если любите снимать людей — зовите друзей в парки, квартиру, фотостудии, уединенные локации. Если же вам интереснее статичные объекты, то можете смело запереться дома и снимать фуд-фото или предметку в тишине и спокойствии. Пользуйтесь любой возможностью: днём рождения подруги, рождением ребёнка у сестры, свадьбой одноклассницы. Вряд ли кто-то из них откажется от бесплатной фотосессии.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/282d99f1f0a0fd2ac454d65cf64e7464.jpg)
Не хватайтесь сразу за всё
Ученики автора, когда речь заходила о том, чего им не хватало в обучении на других фотокурсах, говорили, что всё здорово, но очень быстро. Схемы света сменяют одна другую, меняются насадки, приёмы, объективы, темы. В итоге в памяти фотоаппарата остаётся пара эффектных кадров с мастер-классов, а в голове — каша.
Поэтому — ещё раз — не спешите. Не хватайтесь за всё сразу, хотя и хочется. Снимайте с одним объективом, пока не поймёте его. Используйте один источник света, пока не будете чувствовать себя комфортно, обращаясь с ним. Пытайтесь реализовать одну идею или референс. Выбирайте одну светоформирующую насадку, чтобы осознать, как она работает. И — да — это может занять не одну и не две фотосессии. После этого можно можно смело двигаться дальше — менять насадку, добавлять второй источник света.
Начните с мягкого света
Мягкий свет прощает ошибки фотографа-новичка. Он сглаживает рельеф и не так сильно портит кадр, если поставить его неудачно. Фотографировать с ним проще, поэтому с него и начните. Для этого в студии обратите внимание на софтбоксы и зонты.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
Техника не важна
Снимайте на ту технику, какая есть, и на которую хватает денег. Не ждите, пока в руках окажется фотоаппарат последней модели — так вы просто упускаете время.
Купите вы камеру за полмиллиона или возьмете простенькую мыльницу для начинающих — в начале пути разницы не будет.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/8e7aa71158c8f146433005a250c936db.jpg)
Посмотрите шоу «DRTV. Испытание дешёвой камерой». Там опытные фотографы получали шедевры, фотографируя на самые простые и даже детские игрушечные фотоаппараты.
Так что берите то, что есть, и идите фотографировать! Единственный совет — начните с zoom-объектива. Так вы можете попробовать поснимать с разными фокусными расстояниями, не тратя при этом огромных денег.
Читайте также:
Какой объектив выбрать: когда лучше брать зум, когда фикс
Снимайте в ручном режиме
Чем быстрее вы начнёте чувствовать настройки, тем быстрее будет расти ваш уровень. Кроме того, для начала хватит понимания всего трёх параметров экспозиции — ISO, выдержки и диафрагмы.
- ISO. Чем выше значение, тем светлее кадр и тем больше шума.
- Выдержка. Измеряется в долях секунды. Чем длиннее выдержка, тем светлее кадр и тем более размытым он получается, если не фиксировать камеру неподвижно на штативе. На длинной выдержке можно получить светлый кадр даже ночью. Короткая выдержка делает кадр темнее, но замораживает движение.
- Диафрагма. Чем меньше число, тем светлее кадра, размытее фон и меньше область резкости. Чем больше число, тем больше объектов в резкости, а, значит, можно снимать групповые снимки.
Читайте также:
Всё про экспозицию: что это такое, как настроить, экспокорреция и брекетинг
Опять же, понять эффект от изменения каждой настройки можно только на практике. Проделайте следующие упражнения:
- Выставьте выдержку и диафрагму и не меняйте их. Поставьте на стол любой предмет. Опустите ISO до минимума. Фотографируйте по одному кадру, пока не сделаете снимки с каждым значением ISO. Отметьте, с каким ISO кадр получился лучшим, недосвеченным, пересвеченным, шумным. Повторите упражнение, изменив свет. Например, включите бра, направьте фонарь, закройте штору. Так вы опытным путём поймете, какое ISO и с каким светом адекватное для ваших камеры и объектива, а какое значение портит качество.
- Выставьте ISO и выдержку. Меняя диафрагму, фотографируйте тот же самый предмет. Проследите, когда в резкости только предмет, когда ещё и поверхность стола, а в какой ситуации размывается фон и появляется боке.
- Выставьте ISO и диафрагму. Меняя выдержку, посмотрите, когда кадр начинает становиться смазанным. Включите воду в кране на небольшой поток. Запомните значение выдержки, когда капли начинают замирать, а когда превращаются в сплошной водопад.
Не снимайте в солнечную погоду
Огромная ошибка новичка — это порадоваться солнышку, если вы пошли на фотосессию в парк. Нет ничего сложнее и беспощаднее для модели и фотографа-новичка, чем прямое солнце.
Уходите в тень, ждите пасмурную погоду, снимайте на рассвете или на закате. Съёмка в солнце требует опыта, хорошего понимания настроек, техники, типа выносных вспышек, штативов, стоек и — нередко — помощи ассистента.
Читайте также:
Как фотографировать в пасмурную погоду: плюсы, минусы, хитрости
Ищите себя во всём
Перфекционисты любят сначала узнать, что они любят фотографировать, на какую технику, в каких цветах тонировать, а уже потом идти и делать. Так не работает. К сожалению, получается ровно наоборот — вы ищете любую возможность пофотографировать, беретёсь за всё, а уже со временем понимаете, куда вас тянет.
Автор начинал с репортажей, снимал концерты для онлайн-СМИ. Это было здорово само по себе, прокачивало навык, но мыслей о том, что это «то самое» не было. Хотелось просто как можно больше снимать.
![](http://oaoo.ru/wp-content/uploads/2024/02/ae46a398b35dfd9a9356b749433712a3.jpg)
Через год или два стало ясно, что репортажи — это здорово, но взгляд останавливается на портретах людей, и это то, что хочется видеть в кадре. Так постепенно фокус внимания сместился на портреты. Сначала это были косплеи, потом — фэнтезийные образы, а сейчас это всё вместе с вкраплением фэшн-съёмок, которые всегда казались раздражающе странными. Это уже не говоря о том, что автора всё больше тянет в абстракцию.
Это всё о том, что, даже когда вы себя найдёте, вы всё равно будете продолжать искать себя. Не останавливайтесь, врастая в один стиль, жанр или обработку. Сегодня вам нравятся чб-портреты, а завтра — яркие фуд-фото с левитацией. Меняться — это нормально, а фотография — это путь, где не может быть конечной точки.