Фотоаппарат в руках, аккумулятор заряжен, карта памяти готова записывать шедевр за шедевром. Но всё что-то не то, и палец замирает в миллиметре от кнопки спуска затвора? Есть разрозненные знания, но нет системы? Есть желание, но нет волшебного пинка? Тогда вы по адресу!
Ниже — 11 советов, как научиться фотографировать, выстраданных на девятилетней практике автора и его учеников. Разбираемся, как облегчить старт в фотографии и что нужно знать для начала.
Фотографируйте
Самый ужасный, самый раздражающий и самый полезный совет. Чтобы научиться фотографировать, нужно фотографировать. Даже если страшно, непонятно, с чего начинать, а вместо техники за полмиллиона в руке дешёвая мыльница с треснувшим объективом, доставшаяся от дедушки.
Не ждите идеального момента, когда внутри будет уверенность и полный дзен. Вероятно, такого не случится никогда. Да, страх может быть огромным, особенно если вы — перфекционист. Но начните делать, преодолейте, и он рассеется. Негативные эмоции — естественная часть жизни. Иначе никак.
Создайте себе условия
Распишите ситуацию, в которой случился самый ужасный исход. Допустим, вы запороли портретную съёмку. И что? У вас отберут камеру? Исключат из списка фотографов? Заблокируют навсегда фотошоп? Да, это неуютно, неудобно, плохо. Но не смертельно.
Сразу хочется зарабатывать миллион. Или хотя бы пару тысяч за старания. Но все фотографы начинают с бесплатных съёмок, чтобы наработать портфолио. Более того, многие опытные фотографы портфолио составляют из творческих съёмок, которые они продумывают и оплачивают сами от и до, а деньги получают за те съёмки, которые никогда не окажутся в их соцсетях.
Начните с постоянного света
Постоянный свет не даст такой же идеальной резкости и качества, как вспышка, но зато он даёт самое важное для новичка — вы ставите схему свету и сразу видите, какой светотеневой рисунок получается на модели.
Читайте также:
Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии
Не торопитесь
Типичная ситуация для новичка — включить серийную съёмку и не отпускать кнопку спуска затвора, пока не кончится заряд аккумулятора или время аренды фотостудии. А что уж там получилось — это сюрприз, который предстоит открыть уже дома, сидя за компьютером. Это неправильный подход.
Если вы только начинаете фотографировать, не жадничайте. Вместо часа в студии лучше арендуйте зал на два или три. Либо вообще снимайте дома, на улице, где можно фотографировать сутки напролёт. Главное — предупредить модель, чтобы для неё это не было неприятным сюрпризом.
Читайте также:
Первый раз в студии: советы для новичка
Снимайте всё, но выбирайте комфортное
Расхожий совет — фотографировать всё подряд. Брать с собой камеру везде и всегда, даже если вы вышли за молоком в магазин. Это действительно поднимет ваш скилл и может быть хорошим советом, если вы к этому готовы и в вас это откликается. Если вы любите естественные кадры и репортажи, следите за уличными фотографами и обожаете спонтанные сцены, то, конечно, это ваш вариант.
Если же это вам не близко, фотографируйте всё, но в более комфортных для вас условиях. Если любите снимать людей — зовите друзей в парки, квартиру, фотостудии, уединенные локации. Если же вам интереснее статичные объекты, то можете смело запереться дома и снимать фуд-фото или предметку в тишине и спокойствии. Пользуйтесь любой возможностью: днём рождения подруги, рождением ребёнка у сестры, свадьбой одноклассницы. Вряд ли кто-то из них откажется от бесплатной фотосессии.
Не хватайтесь сразу за всё
Ученики автора, когда речь заходила о том, чего им не хватало в обучении на других фотокурсах, говорили, что всё здорово, но очень быстро. Схемы света сменяют одна другую, меняются насадки, приёмы, объективы, темы. В итоге в памяти фотоаппарата остаётся пара эффектных кадров с мастер-классов, а в голове — каша.
Поэтому — ещё раз — не спешите. Не хватайтесь за всё сразу, хотя и хочется. Снимайте с одним объективом, пока не поймёте его. Используйте один источник света, пока не будете чувствовать себя комфортно, обращаясь с ним. Пытайтесь реализовать одну идею или референс. Выбирайте одну светоформирующую насадку, чтобы осознать, как она работает. И — да — это может занять не одну и не две фотосессии. После этого можно можно смело двигаться дальше — менять насадку, добавлять второй источник света.
Начните с мягкого света
Мягкий свет прощает ошибки фотографа-новичка. Он сглаживает рельеф и не так сильно портит кадр, если поставить его неудачно. Фотографировать с ним проще, поэтому с него и начните. Для этого в студии обратите внимание на софтбоксы и зонты.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
Техника не важна
Снимайте на ту технику, какая есть, и на которую хватает денег. Не ждите, пока в руках окажется фотоаппарат последней модели — так вы просто упускаете время.
Купите вы камеру за полмиллиона или возьмете простенькую мыльницу для начинающих — в начале пути разницы не будет.
Посмотрите шоу «DRTV. Испытание дешёвой камерой». Там опытные фотографы получали шедевры, фотографируя на самые простые и даже детские игрушечные фотоаппараты.
Так что берите то, что есть, и идите фотографировать! Единственный совет — начните с zoom-объектива. Так вы можете попробовать поснимать с разными фокусными расстояниями, не тратя при этом огромных денег.
Читайте также:
Какой объектив выбрать: когда лучше брать зум, когда фикс
Снимайте в ручном режиме
Чем быстрее вы начнёте чувствовать настройки, тем быстрее будет расти ваш уровень. Кроме того, для начала хватит понимания всего трёх параметров экспозиции — ISO, выдержки и диафрагмы.
- ISO. Чем выше значение, тем светлее кадр и тем больше шума.
- Выдержка. Измеряется в долях секунды. Чем длиннее выдержка, тем светлее кадр и тем более размытым он получается, если не фиксировать камеру неподвижно на штативе. На длинной выдержке можно получить светлый кадр даже ночью. Короткая выдержка делает кадр темнее, но замораживает движение.
- Диафрагма. Чем меньше число, тем светлее кадра, размытее фон и меньше область резкости. Чем больше число, тем больше объектов в резкости, а, значит, можно снимать групповые снимки.
Читайте также:
Всё про экспозицию: что это такое, как настроить, экспокорреция и брекетинг
Опять же, понять эффект от изменения каждой настройки можно только на практике. Проделайте следующие упражнения:
- Выставьте выдержку и диафрагму и не меняйте их. Поставьте на стол любой предмет. Опустите ISO до минимума. Фотографируйте по одному кадру, пока не сделаете снимки с каждым значением ISO. Отметьте, с каким ISO кадр получился лучшим, недосвеченным, пересвеченным, шумным. Повторите упражнение, изменив свет. Например, включите бра, направьте фонарь, закройте штору. Так вы опытным путём поймете, какое ISO и с каким светом адекватное для ваших камеры и объектива, а какое значение портит качество.
- Выставьте ISO и выдержку. Меняя диафрагму, фотографируйте тот же самый предмет. Проследите, когда в резкости только предмет, когда ещё и поверхность стола, а в какой ситуации размывается фон и появляется боке.
- Выставьте ISO и диафрагму. Меняя выдержку, посмотрите, когда кадр начинает становиться смазанным. Включите воду в кране на небольшой поток. Запомните значение выдержки, когда капли начинают замирать, а когда превращаются в сплошной водопад.
Не снимайте в солнечную погоду
Огромная ошибка новичка — это порадоваться солнышку, если вы пошли на фотосессию в парк. Нет ничего сложнее и беспощаднее для модели и фотографа-новичка, чем прямое солнце.
Уходите в тень, ждите пасмурную погоду, снимайте на рассвете или на закате. Съёмка в солнце требует опыта, хорошего понимания настроек, техники, типа выносных вспышек, штативов, стоек и — нередко — помощи ассистента.
Читайте также:
Как фотографировать в пасмурную погоду: плюсы, минусы, хитрости
Ищите себя во всём
Перфекционисты любят сначала узнать, что они любят фотографировать, на какую технику, в каких цветах тонировать, а уже потом идти и делать. Так не работает. К сожалению, получается ровно наоборот — вы ищете любую возможность пофотографировать, беретёсь за всё, а уже со временем понимаете, куда вас тянет.
Автор начинал с репортажей, снимал концерты для онлайн-СМИ. Это было здорово само по себе, прокачивало навык, но мыслей о том, что это «то самое» не было. Хотелось просто как можно больше снимать.
Через год или два стало ясно, что репортажи — это здорово, но взгляд останавливается на портретах людей, и это то, что хочется видеть в кадре. Так постепенно фокус внимания сместился на портреты. Сначала это были косплеи, потом — фэнтезийные образы, а сейчас это всё вместе с вкраплением фэшн-съёмок, которые всегда казались раздражающе странными. Это уже не говоря о том, что автора всё больше тянет в абстракцию.
Это всё о том, что, даже когда вы себя найдёте, вы всё равно будете продолжать искать себя. Не останавливайтесь, врастая в один стиль, жанр или обработку. Сегодня вам нравятся чб-портреты, а завтра — яркие фуд-фото с левитацией. Меняться — это нормально, а фотография — это путь, где не может быть конечной точки.