Вспышка vs фотофонарь: что выбрать для съёмки

Для создания искусственного света можно использовать разные вещи: от обычных бытовых светильников до профессиональных студийных импульсных моноблоков. Один из необычных вариантов — фотофонарь. О том, что это такое, чем он отличается от других портативных источников света и для каких съёмок лучше подходит, читайте в этом материале.

Дополнительный источник света позади молодожёнов делает эту фотографию такой выразительной / Фото: blog.lowepro.com

Что такое фотофонарь и чем он отличается от обычного

Фотофонари как источник постоянно света для фотосъёмки появились относительно недавно. До сих пор не все фотографы понимают, чем фотофонари отличаются от других источников постоянного света, а чем — от обычных бытовых фонарей,  зачем отдавать 10-15 тысяч за фонарь с приставкой «фото-», если за эти деньги можно купить десяток китайских фонариков на любом маркетплейсе. Давайте разбираться.

На первый взгляд, фотофонарь очень похож на любой другой фонарь / Фото: getblaze.pro

Между китайским (или даже японским) бытовым фонарём и фотофонарём есть несколько различий. Первое — применяемый светодиод. В фотофонарях используются диоды с высоким индексом цветопередачи (CRI ≥ 95%), которые обеспечивают точную передачу оттенков на фотографии.

Второе — оптика и форма светового пятна. Бытовой фонарь может давать резко очерченное пятно с ореолами вокруг, а вот фотофонарь должен светить красиво. Благодаря специально подобранным линзам и рефлекторам, фотофонарь даёт мягкое, равномерно заполненное световое пятно. При этом размер пятна можно регулировать, вращая головку фонаря. 

Световое пятно от фотофонаря равномерное, а яркость по краям снижается плавно / Фото: youtube.com

Третье различие — регулировка яркости. Бытовые фонари обычно имеют либо одну-единственную яркость, либо несколько фиксированных значений в более дорогих моделях (это могут быть 100% яркости, 50%, 25%, 10% и мигающий режимы стробоскопа и сигнала «SOS»). В фотофонарях есть ручка для плавной регулировки яркости, и количество света можно настроить очень точно. И последнее — отсутствие мерцания. 

Теперь сравним фотофонарь со специализированными источниками света для фото и видеосъёмки — например, LED-панелями. Первое — характер освещения. LED-панель даёт рассеянный свет, который освещает всё вокруг (похоже на небольшой софтбокс), а фотофонарь даёт направленный луч, который можно делать шире или уже. Второе — яркость. В фотофонарях стоят мощные диоды, которые сравнимы по яркости с большой панелью на несколько сотен мелких диодиков (и значительно ярче, чем компактная карманная LED-панель). 

Третье — цветовая температура. В LED-панелях устанавливают набор холодных и тёплых светодиодов, и это позволяет плавно регулировать цветовую температуру. В фотофонаре один диод с фиксированной цветовой температурой — если она не подходит для съёмки, нужно либо использовать корректирующий температуру светофильтр на фонаре, либо брать другой фонарь с другой температурой.

Чаще всего одна и та же модель фотофонаря выпускается в нескольких вариантах с разной цветовой температурой светодиода / Фото: petapixel.com

Съёмка со вспышкой vs съёмка с фонарём

Есть ситуации, в которых лучше использовать вспышку, есть те, где уместнее будет фотофонарь. Посмотрим подробнее.

Портретная постановочная съёмка со вспышкой и фотофонарём.

Чаще всего фотофонарь применяют именно для съёмки людей. С его помощью можно получить атмосферные снимки, в которых светом выделены главные композиционные элементы (например, лицо модели), а остальная область кадра остаётся в тени. При этом фонарю не нужны какие-то дополнительные насадки — размер светового пучка регулируется с помощью головки. 

Небольшое световое пятно от фонаря помогло получить кинематографичный кадр / Фото: bitlighter.com

С накамерной вспышкой или аккумуляторным моноблоком такой кадр получить сложнее. Если использовать «голую» вспышку без насадок, свет попадёт на всё, что находится перед ней. Чтобы ограничить размер светового пятна от вспышки, нужно либо использовать насадку с сотами, либо использовать имеющиеся под рукой ограничители (например, светить через небольшую щель в приоткрытой двери).

А вот такой кадр с зонтом и контровым светом можно получить с любым источником света: за героями можно поставить как вспышку с синхронизатором, так и фотофонарь. Фонарь будет немного удобнее, если фотограф работает без ассистента: с постоянным источником сразу видно, куда падает свет и сколько его. Со вспышкой, возможно, придётся сделать несколько пробных кадров для настройки.

Судя по «замороженным» каплям дождя, фотограф использовал вспышку / Фото: rangefinderonline.com

Если же предстоит снимать много «классических» портретов с заполняющим, рисующим и контровым светом (например, делать бизнес-портреты или снимать школьников для фотоальбома), лучше выбрать вспышки. Во-первых, такие съёмки всегда делаются с модификаторами света (софтбоксами или зонтами), а их удобнее устанавливать на вспышку, а не на фонарь. Во-вторых, фотофонари плохо подхолдят для непрерывной работы: их не рекомендуют включать больше, чем на 20-30 минут во избежании перегрева.

Очень удобно использовать вспышки со встроенной системой радиоуправления. Например, на фотографиях ниже на людей светит аккумуляторный моноблок Godox AD600, а на фон — пара накамерных вспышек Godox V860. При этом для управления всеми вспышками нужен всего лишь один синхронизатор Godox  — приёмники сигнала у вспышек встроенные.

Классические портреты со вспышкой на тёмном и на светлом фоне / Фото: marcweisberg.com

Съёмка на ярком солнце со вспышкой и фотофонарём

Если нужно снимать днём и перебить свет солнца, никакой фотофонарь (или другой источник постоянного света) не справится — ему просто не хватит мощности. Для таких съёмок нужна вспышка. Накамерной вспышки хватит, чтобы подсветить лицо человека на крупных и даже поясных портретах (главное перед съёмкой убедиться, что вспышка поддерживает высокоскоростную синхронизацию — особенно если нужно снимать на открытой диафрагме и коротких выдержках).

Если же нужно снять человека во весь рост, группу людей или машину, накамерной вспышки будет маловато. Для таких съёмок подойдут аккумуляторные моноблоки, причём выбирать лучше достаточно мощные модели — например, Godox AD400 или даже Godox AD600 Pro.

Чтобы не пришлось покупать новую вспышку, стоит нанять ассистента / Фото: speedhunters.com

Предметная съёмка со вспышкой и фотофонарём

В предметной съёмке действует тот же принцип, что и при съёмке портретов. Если предстоит длительная монотонная работа, и главная задача — выразительно и равномерно осветить объект (например, при каталожной съёмке), то стоит воспользоваться вспышками.

Если же нужно получить фотографию, которая будет похожа на голландский натюрморт XVI века, а не на карточку товара для маркетплейса, удобнее воспользоваться фотофонарём. Даже с помощью одного фонаря можно получить интересный снимок. Правда, понадобится ещё штатив и терпение. 

Первый способ применения фотофонаря — световая кисть. При использовании этого приёма камера ставится на штатив в тёмном помещении, и во время длинной выдержки (от 30 секунд и длиннее) фотограф «рисует» светом, высвечивая разные элементы снимка и добавляя более яркие световые акценты в нужных местах.

Натюрморт с часами, световая кисть / Фото: photoawards.com

Второй вариант — композитная съёмка. Он похож на предыдущий, но фотографу нём нужно освещать всё за один кадр. Вместо этого он делает множество кадров с разным светом, а потом в редакторе собирает из них один снимок. 

При желании (или если однотипных источников света для съёмки маловато), вспышку и фотофонарь в предметной съёмке можно использовать одновременно. Главное, чтобы у них была одинаковая цветовая температура. У большинства вспышек цветовая температура равна 5500-5600К, а вот фотофонари выпускаются с разной цветовой температурой.

Интерьерная съёмка

Если для интерьерной съёмки нужен дополнительный свет, то чаще всего его должно быть много, и он должен равномерно освещать всё вокруг. А значит, это задача для вспышки. Для маленьких помещений можно установить вспышку в горячий башмак и направить в потолок или в стену за спиной фотографа.

Если же комната большая, лучше использовать пару вспышек на стойках в разных углах, и поджигать их с помощью синхронизатора. 

Интерьерная съемка с использованием аккумуляторной вспышки Godox AD200 / Фото: marcweisberg.com

Съёмка на смартфон с фотофонарём

На смартфоны сегодня снимают все и всё — начиная от фотографий счётчика воды и заканчивая профессиональными фотосессиями. Несмотря на это, мало кто использует внешнюю вспышку при съёмке на телефон: такие вспышки довольно редкие и дорогие. Так что, если при съёмке на телефон нужен внешний источник света, в 99% случаев это будет именно постоянный свет — кольцевая лампа, LED-панель или фотофонарь, в зависимости от задач (или от того, что есть у фотографа под рукой).

Съёмка на телефон. В качестве источника света используются фонари, а в качестве рассеивателей — листы офисной бумаги / Фото: photigy.com
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest