С первого взгляда фотографировать — это очень просто: видишь красоту и нажимаешь на кнопку. Если начинать рыться в деталях, можно в них запросто закопаться и вообще решить, что фотография — это слишком сложно. Подготовили материал с объяснением самых важных терминов и сленговых фотографических словечек, который поможет начинающим разобраться в теме. И не пугаться советов в духе «берём полтинник, диафрагму на минимум, ставим модель в контровик, вспышку в горячий башмак в HSS — и будет вам счастье».
Термины, касающиеся камер
Зеркальная камера, беззеркальная камера, компактная камера, суперзум
Полный кадр, кроп или APC-C, микро 4/3
Динамический диапазон
Механический затвор, электронный затвор
Термины, касающиеся объективов
Фокусное расстояние (и эквивалентное фокусное расстояние)
Диафрагма, светосила
Фикс-объектив, зум-объектив
Полтинник, телевик и широкоугольник (ширик)
Макрообъектив
Бленда
Китовый объектив, штатный объектив
Термины, касающиеся настроек фотоаппарата
Экспозиция
Экспотройка: диафрагма, выдержка, ISO
Режимы приоритета
Баланс белого
Глубина резкости и боке
Работа со светом и вспышками
Импульсный и постоянный свет
Схемы света и типы света
Горячий башмак
Синхронизатор
TTL и HSS
Термины, касающиеся камер
Зеркальная камера, беззеркальная камера, компактная камера, суперзум
Большинство современных фотоаппаратов попадают в один из этих классов по формальным признакам. Особняком стоят экшн-камеры и камеры моментальной печати, но это уже экзотика.
Зеркальные и беззеркальные фотоаппараты отличаются в первую очередь конструкций. Как несложно догадаться из названия, у зеркалок есть зеркало, которое поднимается и опускается в момент съёмки. У беззеркалок этого зеркала нет. Если смотреть на то, как развивалась фототехника, сначала была эра зеркалок, потом, в 2000-е годы, стали появляться первые беззеркальные модели. Сейчас есть общий тренд на беззеркалки — большинство производителей фототехники сконцентрировалось на этом.
Если коротко пройти по отличиям зеркалок от беззеркалок:
- зеркалки крупнее, тяжелее, лучше держат батарею, зачастую имеют более простой, но надёжный набор функций, сегодня часто бывают дешевле;
- беззеркалки легче, быстрее разряжаются, напичканы разными умными функциями (часто работающими на ИИ), обычно дороже.
Зачастую ещё упоминают, что под беззеркальные камеры мало оптики, но последние пару лет из-за развития рынка беззеркалок эта разница практически сошла на нет. Сейчас объективов для беззеркалок более чем достаточно.
Подробнее о том, чем зеркальный фотоаппарат отличается от беззеркального и какую камеру лучше выбрать, читайте здесь.
Компактная камера (она же «мыльница») — этим термином обычно называют любительские фотоаппараты с небольшой матрицей и несменной оптикой. Обычно у таких камер немного настроек, они заточены под пользователей, которым неинтересно разбираться, а нужно просто нажать кнопку и получить хоть сколько-нибудь приемлемую картинку.
Казалось бы, с ними всё максимально просто, на деле это очень интересный и разношёрстный класс аппаратуры, в котором можно найти достойные модели. Подробнее про некоторые из них мы писали здесь.
Суперзум — обычно камера со встроенным объективом с очень большим диапазоном фокусных расстояний. Сегодня к суперзумам относятся камеры с двадцитикратным зумом. Матрица у таких фотоаппаратов обычно небольшая.
Полный кадр, кроп или APC-C, микро 4/3
Все эти три термина имеют отношение к размеру матрицы камеры. Эталоном считается полный кадр — эта традиция восходит ещё к плёночным. Размер матрицы полнокадровых матриц совпадает с размером одного кадра на плёнке — 36х24мм.
У кропнутых камер матрица меньше. У микро 4/3 — ещё меньше (его ещё называют «дважды кропом»).
Существуют ещё камеры с матрицами ещё большего размера — например, у Fujifilm есть линейка среднеформатных фотоаппаратов.
На тему того, какая матрица лучше, поломано немало копий. Чаще всего вам скажут, что это полный кадр, поскольку у него лучше детализация, больше разрешение, выше рабочие ISO, но тут не всё так просто и линейно. Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Лучше разобраться в теме вы можете, прочитав этот материал.
Динамический диапазон
Динамический диапазон определяет, насколько камера хорошо справляется с сильным контрастом. Насколько способна хорошо проработать и очень светлые, и очень тёмные участки в рамках одной фотографии.
Механический затвор, электронный затвор
Затвор — это шторка внутри камеры, которая открывается и закрывается в момент, когда вы делаете кадр, пропуская свет на матрицу фотоаппарата. От того, насколько долго затвор открыт, зависит, насколько кадр будет светлым: чем дольше открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу. Время, пока шторка поднята, называется выдержкой. Подробнее о выдержке речь пойдёт дальше.
В современных камерах встречаются затворы двух типов: механический и электронный. У зеркальных камер чаще можно встретить только механический, у беззеркалок обычно есть оба. Механический — это буквально пластиковая шторка, электронный — алгоритм, имитирующий работу физического затвора. У каждого варианта есть плюсы и минусы, подробнее о них мы писали в этом материале.
Термины, касающиеся объективов
Фокусное расстояние (и эквивалентное фокусное расстояние)
Если строго, чётко и математически — это расстояние от центра объектива до матрицы фотоаппарата. Если поближе к практике — это то, что определяет угол зрения вашего объектива и то, насколько ваш объектив приближает изображение. Чем больше фокусное расстояние, тем крупнее можно получить сюжет с одного и того же места. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах.
Эквивалентное фокусное расстояние — фокусное расстояние объектива (обычно указано в названии стекла), умноженное на кроп-фактор камеры. Мы помним о том, что матрицы отличаются по размеру, а эталоном считается полный кадр.
Термин «эквивалентное фокусное» нужен потому, что один и тот же объектив будет давать разный угол зрения в зависимости от того, на какую камеру он установлен — на полнокадровую или кропнутую. То есть объектив с фокусным 35 мм, установленный на кроп, будет давать угол зрения, как объектив 50 мм на полном кадре.
Диафрагма, светосила
Это отверстие, через которое в объектив попадает свет. Диафрагма не только пропускает свет, но и контролирует, какое количество попадёт на матрицу. Для этого используются пластиковые лепестки, которые могут менять ширину отверстия.
Стоимость объектива очень часто связана с его светосилой. Светосила зависит от максимальной ширины отверстия в объективе. Чем оно больше, тем больше света может попасть внутрь, и это хорошо. Но чем она больше, тем больше материалов, тем крупнее линзы, и тем дороже и тяжелее будет такой объектив. Поэтому обычно светосильные объективы — дорогая штука.
Фикс-объектив, зум-объектив
Фиксами называют объективы с постоянным фокусным расстоянием. Проще говоря, эти стёкла не позволяют приближать сцену. Если нам нужно сделать кадр крупнее, используя такой объектив, мы просто подходим ближе. У зумов есть возможность приближать то, что в кадре, не сдвигаясь физически с места.
Казалось бы, зумы должны быть удобнее, распространённее и дороже, но здесь не всё так просто. Конструкция зум-объектива существенно сложнее, что иногда негативно сказывается на качестве картинки, поэтому многие фотографы (особенно портретисты) предпочитают фикс-объективы. Существуют очень качественные зумы, но они и вправду стоят как крыло самолёта. Подробнее о зумах и фиксах мы писали в этом материале.
Светосильный объектив. Объектив, минимальное значение диафрагмы которого составляет 2.8 и меньше. Такие объективы обладают небольшой глубиной резкости и помогают размывать фон. За что их сильно любят. Подробнее о том, как работать на светосильный объектив, мы писали в этом материале.
Полтинник, телевик и широкоугольник (ширик)
Все эти три термина имеют отношение к фокусному расстоянию объектива. Полтинник — объектив на 50 мм. Ему досталось собственное название, потому что такие объективы очень распространены. Считается, что это фокусное максимально близко к тому, как видят реальность глаза человека. На полтинники снимают и портреты, и репортажку, и природу. Практически любой фотограф в ходе своего жизненного пути проходит через период увлечения «полтосами». Часто полтинник становится первым светосильным объективом в арсенале начинающего.
Телеобъектив — стекло с относительно большими фокусными расстояниями. Обычно умеренным телевиком объектив называют, начиная со значений в 70 мм, выраженным — с 200 мм. Такие объективы используют, когда нужно снять относительно небольшой объект крупно с большого расстояния. То есть, если вам интересно снимать птиц, белочек в парке или спорт на большой арене, вам определённо нужен телеобъектив. Умеренные телевики широко используются при съёмке портретов.
Ширикоугольник (ширик) — объектив с маленькими фокусными расстояниями (обычно от 4 до 35 мм) и широким углом зрения. Широкоугольные объективы дают выраженные перспективные искажения, что делает их одновременно интересным и опасным инструментом. Ультраширокие объективы называются фишай — по характеру искажений, напоминающих рыбий глаз.
Подробнее о том, как работать с широкоугольниками мы писали здесь. Про хорошие модели — здесь.
Макрообъектив
Это объектив, позволяющий снимать мелкие объекты в натуральную величину или крупнее. Обычно главная фишка таких стёкол — способность фокусироваться очень близко. Это необходимо, чтобы мелкие объекты были на снимке достаточно крупными. Подробнее о макрообъективах и макрофотографии читайте здесь.
Бленда
Это пластиковая насадка на объектив, которая защищает переднюю линзу от ненужных засветок, пыли и влаги. Бленды обычно продаются в комплекте с объективами. Лучше всегда работать с ними.
Китовый объектив, штатный объектив
Китовым объективом называют стекло, которое продаётся в комплекте с камерой. Обычно это бюджетный универсальный зум с фокусными расстояниями где-то в диапазоне 24-70 мм (от лёгкого широкоугольника до слабого телевика). Такие объективы обычно звёзд с неба не хватают, но подходят практически для любой сцены.
Ещё можно встретить термин «штатный объектив». Штатные объективы не обязательно продаются с камерой, но обычно похожи на них фокусными расстояниями и общей универсальностью. Часто этот термин используют как «усреднённый» — то есть, не выраженный ширик, не светосильный портретник, не телеобъектив. Что-то более-менее универсальное.
Термины, касающиеся настроек фотоаппарата
Экспозиция
Это то, насколько кадр будет светлым. На экспозицию можно влиять несколькими способами: менять значения выдержки, ISO и диафрагмы.
Экспотройка: диафрагма, выдержка, ISO
Три параметра, определяющие экспозицию называют экспотройкой (иногда экспопарой — выкидывают из этого трио значение ISO).
- Выдержка — это то, сколько времени затвор камеры будет открыт и пропускать свет на матрицу. Измеряется выдержка в секундах и долях секунды: 1/50, 1/100 и так далее.
- Диафрагма — это отверстие в центре объектива, прикрытое лепестками. Оно может быть открыто полностью, может быть заужено этими лепестками. Чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше её значение. Например, 1.4 — полностью открытая, 16 — сильно закрытая.
- ISO — чувствительность матрицы к свету. Обычно лежит в диапазоне от 100 до 32000 (у некоторых продвинутых моделей больше).
Экспотройка определяет, сколько света попадёт на матрицу. Но есть один нюанс — одно и то же количество света может давать разные комбинации параметров.
Например, при ISO 200, выдержке в 1/60 и диафрагме в 8 на матрицу попадёт то же самое количество света, что и при ISO 6400, выдержке 1/8000 и диафрагме 4. Это означает, что оба снимка будут одинаково досвечены — не тёмные и не светлые. При этом выглядеть они, скорее всего, будут сильно по-разному: первый — со смазом, второй — резкий, но выражено шумный. Так происходит, потому что каждый из параметров отвечает за общую светлоту снимка, но у каждого есть свой побочный эффект при неправильном использовании.
Если очень сильно упростить, то:
- выдержка отвечает за резкость и смазы движения объектов в кадре и рук фотографа;
- диафрагма — за глубину резкости, за то, насколько размыт фон;
- ISO — за количество шума на снимках.
Режимы приоритета
Режим приоритета выдержки и приоритета диафрагмы — полуручные режимы, в которых мы задаём одно из значений экспотройки, а остальные подбирает автоматика камеры.
Баланс белого
Один из самых важный параметров, который отвечает за корректную цветопередачу на фотографии. При правильным балансе то, что должно быть белым, будет белым (а не синеватым, желтоватым, красноватым и так далее). Эта настройка нужна, поскольку под разным светом цвет на фотографиях может выглядеть по-разному.
Обычно у правильного баланса белого есть три маркера:
- белое должно быть белым;
- чёрное должно быть чёрным;
- люди должны быть цвета людей.
Подробнее о том, как выставлять баланс белого на съёмке и как поправить его на этапе постобработки, читайте здесь.
Глубина резкости и боке
Эти две вещи не относятся к настройкам камеры, это скорее явления, с которыми мы сталкиваемся, выставляя определённые настройки. Но пусть будут в этом разделе.
Глубина резкости — это расстояние, внутри которого картинка будет оставаться резкой. За пределами этого расстояние изображение будет уходить в размытие (оно же боке).
Глубина резкости зависит от значение диафрагмы (чем оно меньше, тем меньше будет глубина) и ещё ряда факторов. Подробнее об этом мы писали здесь.
Работа со светом и вспышками
Импульсный и постоянный свет
Весь свет, который используют в фотографии, обычно делят на импульсный и постоянный. Постоянный просто непрерывно горит, импульсный (он же — вспышка) срабатывает в момент спуска затвора камеры. С постоянным работать проще и удобнее, он хорошо подходит под видео, но импульсный свет более мощный и более управляемый.
Подробнее о об особенностях работы с постоянниками читайте здесь, а о том, как начинающему приручить вспышки — здесь.
Схемы света и типы света
Правильно выставить свет на фото — это целое искусство и отдельный большой разговор. Одним только хорошим светом можно сделать из средненького снимка отличный, плохим — легко угробить лучший. Схемы света — это годами и поколениями накопленные готовые шаблоны, которые позволяют получить гарантированно хороший и предсказуемый результат. Обычно на схемах света рисуют положение осветительных приборов относительно модели (или другого главного объекта) и иногда их мощность и настройки.
Типы света (рисующий, заполняющий, контровый, фоновый) — это роли каждого источника света внутри схемы. Подробнее об этом читайте здесь.
Горячий башмак
Это синхроконтакт на верхней части камеры, в который вставляется вспышка или синхронизатор. Через контакт камера и вспышка обмениваются информацией.
Синхронизатор
Это прибор, который соединяет камеру и вспышку в ситуациях, когда мы работаем с внешней, не накамерной вспышкой. Чаще всего синхронизаторы работают на ИК-лучах или используют радиоканалы. Подробнее от типах синхронизаторах и о том, какой лучше выбрать, читайте в этом материале.
TTL и HSS
Два важных режима, в которых умеют работать вспышки. TTL — это режим, в котором вспышка работает в паре с фотоаппаратом и подбирает настройки автоматически, используя данные о настройках камеры.
HSS (High Speed Synchronization, высокоскоростная синхронизация) позволяет вспышке работать при использовании очень коротких выдержек. Если вспышка не поддерживает его, ваша минимальная выдержка синхронизации обычно не короче 1/250 (часто 1/125). Высокоскоростная синхронизация актуальна для ситуаций, когда света много, или когда нужна открытая диафрагма, или для съёмки очень быстрого движения.