Гармония в фотографии: что это и как её добиться

Есть фотографии, в которых каждый элемент имеет значение и находится на своём месте. Даже если объектов и действующих лиц много, снимок всё равно понятный и читаемый. Его хочется разглядывать, он интересный, но при этом не кажется замусоренным и перегруженным. Скорее всего, это потому, что фотография гармонична.

Разбираемся, что такое гармония в фотографии, и делимся лайфхаками, как получить гармоничную фотографию с помощью цвета и композиции.

На этой фотографии гармония получается из-за подобия ландшафта, соразмерности двух частей кадра и родственной цветовой схемы с зелёным и травяным цветами / Фото: unsplash.com

Что такое гармония в фотографии

Что такое гармония, пытались объяснить ещё Аристотель, пифагорейцы, Гораций и Гераклит. Гёте рассуждал о цветовой гармонии и создал цветовой круг. Леонардо да Винчи вычислял пропорции прекрасного математически. Про гармонию говорят в философии, эстетике, музыке, визуальном искусстве, точных науках. 

Гармонию в фотографии лучше всего объяснять, смешав трактовку философов и эстетов. Тогда гармония — это соединение и согласование разных элементов, при котором они становятся как бы единым целым. Зритель прослеживает связи и закономерности и при этом испытывает эстетически положительные реакции и эмоции. 

Гармония в фотографии — это когда объекты в кадре связаны визуально расположением, позами, композицией, кадрированием, цветом, мимикой, деталями. Это не значит, что они одинаковые (хотя и такое может быть), но зритель чувствует их связь. 

Говоря ещё проще, «смотришь и красиво», «глаз не оторвать». Гармоничные фотографии вызывают приятные эмоции. Их хочется разглядывать, изучать, анализировать, чтобы понять, почему вы, как зритель, испытываете эстетическое удовольствие.

Восемь правил гармонии в композиции фотографии

  • Равновесие и симметрия.

Симметрия — это максимальное равновесие, когда объекты повторяют друг друга. Это может быть скучным, а может и завораживать. Но гораздо интереснее, когда симметрия не полная, а фотограф дополняет главный объект в кадре, уравновешивая его чем-то подобным, но не идентичным. 

Для зрителя это интересно — с одной стороны, похоже и гармонично, но различия хочется разглядывать / Фото: unsplash.com

Равновесие сложнее симметрии. Это ощущение, что объект в кадре находится на своём месте, его не хочется сдвинуть, обрезать лишнее пространство, либо наоборот, добавить фона. Равновесие достигается или нарушается за счёт того, куда вы ставите объекты в кадры. Например, правая часть кадра воспринимается зрителем весомей, чем левая. Верх кадра больше про динамику, движение, низ  — статика и приземлённость, центр  — неподвижность. 

Если в кадре несколько объектов разного размера, например, один большой и один маленький, равновесия достичь сложно. Но стоит добавить к маленькому объекту поддержку, как они количеством уравновешивают большой. Важно и то, как близко объекты находятся друг к другу: если разнесены по разным сторонам кадра, прослеживается не связь, а противопоставление. Если поставить их слишком близко, вместо равновесия вы получите огромную «слипшуюся» массу. К сожалению, нельзя взять линейку и сказать точное расстояние  — это что-то, что ощущается. Экспериментируйте, пробуйте — к счастью, эпоха плёнки, когда в цене каждый кадр, прошла.

Некоторые фотографы чувствуют равновесие композиции прямо во время съёмки, но пока опыта и насмотренности не хватает, расслабьтесь! Уравновесить фотографию можно кадрированием и ретушью после съёмки: обрезать дисгармоничное пустое пространство, стереть лишний объект, который вмешивается в идеальный баланс и перетягивает внимание на себя. Например, яркую рекламу на фоне.

2. Единство.

Это когда объекты на фотографии разные и, казалось бы, контрастируют друг с другом, но при этом в деталях прослеживается нечто общее. Видно, что этим общим они связаны. Самый простой пример — это когда объекты связаны цветом. Например, у одной модели красное платье, а у другой — реквизит, элементы украшений или макияжа. 

При этом единство может прослеживаться как у похожих объектов (близнецы, люди в одинаковых позах), так и у разных (мужчина и женщина, молодой и старый, большой предмет и маленький, твёрдый и мягкий). Неважно, похожи объекты в кадре или они контрастны. Главное, что есть детали, которые их связывают!

Платье женщины и зелень связаны цветом, точно также как связано по цвету здание и автобусная полоса. В кадре есть две пары связей, а, кроме того, красный и зелёный — это комплементарная пара, гармоничное цветовое сочетание по кругу Иттена / Фото: unsplash.com

При этом единство будет прослеживаться, даже если объекты находятся в кадре далеко друг от друга. Например, два светлых пятна в белой одежде среди толпы, облачённой в чёрное. Как бы далеко они ни были друг от друга, мы заметим, что они похожи, и мысленно соединим!

3. Группирование.

Если строить композицию кадра так, чтобы похожие объекты собирались в группы, воспринимать фотографию будет проще. Мозг будет объединять их в единое целое. Как известно, чем быстрее мы видим и схватываем связи и чем меньше усилий при этом затрачиваем, тем нашему ленивому мозгу приятнее.

4. Соразмерность.

Между объектами чувствуется связь, они ощущаются, как нечто общее, если они не слишком сильно отличаются по размеру. 

Если вы вспомнили сейчас про золотое сечение, то не зря. Не уходя в математику и не применяя спиральную сетку, скажем просто: гармоничными и пропорциональными кажутся фигуры, когда различие между ними не слишком большое и не слишком малое. Да, можно вымерять, чтобы площадь двух объектов была 1:0,618, но это сложнее, чем запомнить правило выше. 

Слон и Моська — это про контраст, их сложно назвать объединёнными и гармоничными, если между ними нет взаимодействия или смысловой связи, которая выражается сюжетом фотографии. Но и два слона — это просто слишком скучно и очевидно.

Снежные области, разделённые полосой леса, соразмерны — одна чуть больше, другая чуть меньше, но разница не огромна / Фото: unsplash.com

5. Расстояние.

Выстраивая композицию фотографии, снимая групповые портреты, делайте пробные кадры и проверяйте, какое расстояние между людьми кажется наиболее объединяющим. 

Это ощущение, которое не выразить точными формулами, но точно можно сказать, что, если люди в 20 метрах друг от друга, то вряд ли их можно их связать. Но всё изменится, если добавить сюжетного смысла! Например, они смотрят друг на друга, бегут навстречу, протягивают руки (связь через направление). 

И ещё одна подсказка: сильнее всего общность чувствуется, если объекты соединяются. Например, держатся за руки, обнимаются, целуются. Это используют все свадебные фотографы, чтобы показать счастливую крепкую пару.

6. Отличие подобного.

Похожие объекты, соединённые вместе, смотрятся выигрышнее, если у них есть небольшие различия. Представьте, что интереснее: улыбающиеся близнецы или близнецы, которые показывают совершенно разные эмоции?

Близнецы смотрят в разные стороны. Одна девушка сидит чуть выше другой. Это и есть отличия у подобного / Фото: unsplash.com

7. Цветовая гармония.

Гармония цвета в фотографии — самое простое, что можно придумать. Да, чтобы создавать цветовые сочетания с нуля и чувствовать их уместность в кадре, нужен опыт, но, к счастью, есть готовые гармоничные цветовые схемы, которые можно смело применять и не бояться промахнуться! Например, воспользуйтесь цветовыми схемами для круга Иттена, вдохновитесь цветовыми раскладками в группах для дизайнеров в соцсетях или на Pinterest. 

Отдельное эстетическое удовольствие — это цветовые раскладки известных фильмов, где показывают, какие основные сочетания цветов используют в той или иной сцене. Всё это также можно найти в поисковиках по запросу.

Читайте также:
Круг Иттена для фотографа: как пользоваться, 10 схем с фотопримерами

На фото родственная цветовая схема с красным и оранжевым цветами / Фото: unsplash.com

8. Кадрирование.

Рамка, которую вы выбираете для фотографии, должна согласовываться с сюжетом кадра. Например, гармония может рухнуть, если у вас будет вертикальный объект, а вокруг будет бессмысленное пустое горизонтальное пространство. Например, циклорамы в фотостудии. В такой ситуации кадр может быть гармоничнее, если кадрировать его вертикально. 

Считается, что ощущение гармонии есть у каждого человека. Оно чувствуется, ощущается, но объяснить его сложно словами. Хорошая новость в том, что его можно воспитывать и развивать. Прокачивайте насмотренность — смотрите картины, скульптуры, фотографии, фильмы и даже дизайнерские логотипы. Впитывайте, пытайтесь уловить свои ощущения от увиденного и понять, почему возникло то или иное чувство. 

Читайте также:
Кради как художник: как вдохновляться фотографу, идеи для фотографий
10 книг для фотографа про фотографию и искусство

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest