Позировать или не позировать на фотосъёмке — сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Ещё сложнее вопросы — как позировать так, чтобы это не выглядело натужно и хорошо смотрелось в кадре. Не отпускающий нас тренд на естественность услужливо подсказывает, что позирование «фу», и надо быть настоящим, а не в позы вставать. На деле истина, как обычно, где-то посередине и повыше. Попробуем разобраться в этом материале.
Разные подходы к позированию на фотосессиях
Позирование и режиссирование съёмки
Позирование для зажатых людей, и тех, кто боится камеры
Разные подходы к позированию на фотосессиях
В теме позирования существуют две диаметральные позиции. А если заглянуть в какие-нибудь околофотографические паблики, советы не позировать и быть собой встречаются так же часто, как подборки лучших поз. Причём, часто одно с другим идёт вперемежку.
У чистокровной постановки есть ряд плюсов:
- она даёт стабильный предсказуемый эстетичный результат;
- если речь о коммерции, многим клиентам так проще — когда им чётко говорят, как встать, как сесть;
- это хороший вариант для съёмки больших групп — помогает избежать бардака и путаницы;
- это, пожалуй, единственный вариант для официальных портретов;
К минусам можно отнести то, что постановка дополнительно нагружает фотографа — ему нужно не только выставить свет, построить композицию кадра, но и выстроить людей в кадре. Кроме того, такие снимки получаются более глянцевыми или типичными, менее индивидуальными.
Плюсы съёмки без позировок:
- позволяют проявлять больше эмоций;
- делают кадры разнообразными;
- некоторым людям проще так: беситься, а не сидеть в красивой позе;
- пожалуй, единственно возможный вариант для съёмки маленьких детей, которых не так-то просто уговорить сидеть спокойно.
К минусам можно отнести некоторую непредсказуемость результата и возможные сложности по части техники. В случае со спокойной постановкой и хорошим светом можно работать на достаточно простую аппаратуру, а вот если есть задача ловить бегающих детей в небольшой квартире, понадобится что-то с хорошим светосильным объективом и шустрым автофокусом.
В целом, если отвечать на вопрос «позировать или не позировать?» однозначного ответа по-прежнему нет. Даже если посмотреть на наши списки, и там, и там есть пункт «некоторым людям так удобнее». Люди разные. Волшебной таблетки нет. Всё сильно зависит от жанра, в котором вы работаете и человека, который стоит перед камерой.
Вообще слово «позировать» сегодня страшно опошлено. Почему-то обыватель сразу представляет, что его ставят одной ногой на стул и заставляют оттопыривать попу. Но это не так.
Лучшего результата можно добиться, когда человек уже умеет позировать и делает это, особо не задумываясь. Тогда мы получаем и удачные ракурсы-позировки, и эмоции. Но это характерно для людей, которые много снимаются и в целом довольны своей внешностью.
Позирование и режиссирование съёмки
Режиссирование съёмки — более широкое понятие, чем собственно позирование. Но в этом плане обычно также встречаются диаметрально разные подходы. Крайняя история, это когда люди сами садятся, как удобно, встают, где им вздумается, взаимодействуют друг с другом по собственной инициативе, а фотограф просто находится рядом и фиксирует то, что происходит. И в результате должны получаться естественные фото без позирования и напряжения. Должны. Но, к сожалению, так почти не работает.
Существуют профи, которые работают в таком подходе, но в нём очень много «но». Во-первых, он подходит только очень открытым и уверенным в себе людям (желательно, чтобы у них ещё был съёмочный опыт). Если люди пришли на фотосессию впервые, предложение «что-нибудь поделать и вести себя естественно» скорее всего вызовет растерянность и смущение.
Во-вторых, непогружённые в фотографию люди обычно не мыслят картинкой, поэтому им трудно выбирать подходящее место для кадра. Например, им может казаться, что у окна светло и красиво, а какую-нибудь зелёную батарею, которая неизбежно будет тянуть на себя внимание зрителя, они могут просто не замечать. Или могут встать вплотную к границе леса в расчёте на то, что они на фоне «красивых ёлочек». А при съёмки с земли от высоких елей в кадре одни лысые стволы. И уж, конечно, людям невдомёк, что на ваш длинный телевик в этом помещении реально снять только поясной портрет.
Это не значит, что без режиссуры совсем нельзя получить хорошие картинки. Скорее я сейчас о том, что при таком подходе удачные съёмки могут быть скорее ошибкой выжившего. Да, если локация удачная, свет мягкий и спокойный и испортить его трудно, люди в кадре опытные, насмотренные, знают, что они делают, не боятся камеры и получают удовольствие от процесса, скорее всего съёмка получится. Но на одну такую, будет 15 штук, с которыми такой фокус не пройдёт.
Есть строго противоположный подход: готовим рефренсы, снимаем строго по ним. Чаще всего даёт хорошо предсказуемый ровный результат. Те самые фотки семьи с рекламы майонеза. Некоторым такое скучно. И этот вариант точно не подходит для съёмок, например с детьми в возрасте от 2 до 4 лет. Их сложно убедить сидеть неподвижно и улыбаться красиво.
Есть подход, который где-то посередине. Планируем съёмку заранее (например, договариваемся, что семья будет печь с детьми пряники). Конкретные позировки не подбираем и не выстраиваем, но поправляем мелочи по ходу съемки: если мама неудачно встала строго спиной к окну, слегка её поворачиваем, если маленькой дочери совсем не видно из-за края стала, сажаем ребёнка коленками на стул, если папа подошёл не с той стороны и загораживает свет, немного сдвигаем его в нужную сторону.
Позирование для зажатых людей, и тех, кто боится камеры
Обычно у людей с небольшим опытом две проблемы: они либо сильно зажимаются и не знают, что делать, либо так стараются, что встают в заученную единственную позу с напряжённым лицом.
Так что для начала такого человека на съёмку придётся настроить. Можно попросить сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Плечи начнут опускаться, тело расслабляться, даже если человек по-прежнему чувствует себя не в своей тарелке.
Также хорошо действуют небольшие физические упражнения. Если место и одежда позволяет, можно начинать съёмку с динамики — попросить человека пробежаться или покружиться на месте, пройти вверх-вниз по ступенькам, поподбрасывать ребёнка в воздух или просто спокойно пройтись.
Хорошая идея — иметь при себе несколько дежурных предметов, которые неопытная модель может держать в руках. Очень часто главная проблема позирования начинающих — «не знаю, куда деть руки».
Старайтесь поддерживать разговор на какую-то несвязанную со съёмкой тему, особенно первые 15 минут, не зацикливайтесь именно на позах. Это поможет снять напряжение.
Когда человек немного расслабился, а первый контакт есть, можно переходить непосредственно к позировкам. Желательно продумать их заранее и сохранить на телефон картинки. Многим людям проще повторить то, что они видят. Важный момент: подбирайте для начинающих простые варианты, вряд ли девушка, которая никогда не снималась, сможет также, как модель с обложки Vogue. Существует много простых, но эффектных позировок, с которыми справится любой.
Дело даже не в том, что сложные позировки требуют какой-то пластики или растяжки. Скорее проблема тут в том, что загнувшись в сложную позу, неопытный человек не сможет контролировать эмоции. Есть очень большие шансы, что вы получите красивую позировку, но напряжённое (а то и перекошенное) лицо.
Идеальный вариант — если вы выучить некоторое количество простых позировок и сможете показывать на себе. 90% людей без проблем повторят позу за вами, но могут испытывать сложности, когда позу показывают на картинке или, тем более, описывают словами.
Если какая-то поза не получается — бросьте, возьмите другую. Например, позирование на высоком стуле очень сильно завязано на высоту стула и рост человека. С одним и тем же стулом, те позы, которые отлично получались у миниатюрной девушки, могут совершенно не подходить высокой даме.
Помните про золотые правила позирования:
- нос модели должен следовать за камерой. Не давайте человеку сильно задирать подбородок или наоборот вжимать шею в плечи;
- желательно, чтобы обе руки и обе ноги были видны на фото. Если человек, сидя в кресле, например, спрятал одну кисть, попросите положить её на колено;
- носок ноги всегда стоит поворачивать в сторону камеры;
- локти не направляем в камеру — это их визуально расширяет и может создать эффект культи.