Анри Картье-Брессон — французский фотограф и один из основоположников уличной фотографии. Он оставил неизгладимый след в истории фотографии, подарив миру концепцию «решающего момента». В этой статье мы расскажем про ключевые приёмы, которые делают его работы неповторимыми и вдохновляют фотографов по всему миру по сей день.
Решающий момент (Decisive Moment)
Наиболее известный приём Анри Картье-Брессона — это концепция «решающего момента». Она заключается в том, чтобы дожидаться и подлавливать момент, когда сцена достигает сюжетной кульминации и визуальной выразительности. Картье-Брессон верил, что этот момент является ключом к созданию сильной и эмоционально насыщенной фотографии.
Один из знаменитых примеров этой идеи — его фотография Derrière la Gare Saint-Lazare (За вокзалом «Сен-Лазар»), на которой человек прыгает через лужу. Изображение обладает невероятной динамикой движения в кадре. Этот снимок и стал со временем главным символом «решающего момента».
Фиксированный объектив
Анри Картье-Брессон предпочитал пользоваться 35-миллиметровым фиксированным объективом. Такая оптика не даёт менять фокусное расстояние и вынуждает фотографа самостоятельно приближаться к объектам съёмки. Говорят, что лучший зум — это ноги фотографа. Объективы 35 мм лучше всего отражают эту полушуточную концепцию. Фиксированное фокусное заставляет фотографа постоянно думать, двигаться, искать идеальный ракурс и всегда предельно внимательно наблюдать за происходящим, стараясь предсказать развитие событий и оказаться в нужное время в нужном месте.
Фикс позволяет проводить быструю съёмку, так как у фотографа просто нет возможности менять фокусное расстояние перед каждым спуском затвора. Это удобно, не нужно тратить время на корректировку настроек — а значит, меньше шанс пропустить важные события или эмоции людей. Фотографии благодаря этому становятся более динамичными и естественными.
Уличная фотография
Анри Картье-Брессон был одним из первых, кто воспринимал уличную фотографию как искусство. На его снимках, сделанных на улицах Парижа и Нью-Йорка, запечатлены порой незначительные, но всегда яркие события и мгновения. Фотограф постоянно искал интересные сюжеты в самых обычных ситуациях и умел уловить улыбку прохожего, подчеркнуть тенденции моды, поймать реакцию людей на дождь или яркое солнце.
Для искусной уличной фотографии нужно уметь предвосхищать развитие ситуации, чувствовать сцену и быстро реагировать на меняющиеся события. Необходимо добиваться, чтобы в кадре был какой-нибудь интересный сюжет сюжет. Это помогает создавать сильные визуальные повествования о городской жизни и взаимоотношениях людей.
Построение композиции
Картье-Брессон был мастером композиции и часто применял принципы золотого сечения в работах. Он уделял много внимания тому, как располагаются все элементы в кадре. Это помогало мастеру создавать гармоничные и сбалансированные композиции.
Золотое сечение — это математический принцип, который помогает разместить всё в кадре так, чтобы между объектами царили баланс и гармония.
Сетка по принципу золотого сечения строится так: нужно взять прямоугольный кадр и выделить в нём квадрат. В оставшемся прямоугольнике снова выделить квадрат, и так далее.
Картье-Брессон использовал этот принцип, чем делал свои снимки привлекательными с визуальной точки зрения.
Свет и тени
Свет и тени играли важную роль в работах Анри Картье-Брессона. Он использовал естественное освещение, мастерски комбинируя свет и тень для создания глубокого контраста.
Читайте также:
Естественный свет: каким он бывает, как работать с разными типами
Фото с естественным светом: учимся искать, видеть, изменять
Контраст в фото: виды, правила, как добиться
Свет и тени также помогали Картье-Брессону подчёркивать формы и контуры объектов, придавая им выразительности. При помощи контрастов он создавал драматичные и эмоциональные эффекты. Они делали фотографии уникальными и более сильными с художественной точки зрения.
Глубина резкости
Ещё одним важным приёмом Анри Картье-Брессона было использование глубины резкости. Если в репортажных снимках открытая диафрагма только мешает, то для стрит-портретов фотограф менял настройки. При этом создавалась интересная глубина и контекст сцены. Это помогало подчеркнуть важные детали и сфокусироваться на главном объекте. Задний план при этом приобретал более абстрактные или мягкие черты.
Такой подход к глубине резкости позволял создавать фотографии, на которых все важные элементы сцены были выделены и контрастировали с окружающей средой. Это делало снимок более выразительным и драматичным.
Естественность и незаметность
Анри Картье-Брессон уделял особое внимание тому, чтобы оставаться незамеченным при съёмке на улицах и в обществе. Он не просил людей позировать и не предупреждал, что снимает их. Брессон стремился создавать естественные и непринуждённые фотографии. Его метод заключался в том, чтобы всегда находится рядом с самыми интересными событиями, но не привлекать внимания окружающих.
Такое естественное взаимодействие с окружающей средой помогало ему захватывать моменты, когда люди оставались сами собой и не стеснялись фотокамеры.
Чёрно-белая фотография
Анри Картье-Брессон создавал только чёрно-белые фото. Он считал, что ч/б палитра позволяет сосредоточить внимание на контрастах, текстуре и композиции, убирая цветные отвлекающие элементы.
Чёрно-белая фотография для Картье-Брессона стала средством выражения сути момента и эмоционального заряда сцены.
Любовь к искусству
Картье-Брессон был страстным ценителем искусства. Его работы часто содержат отсылки к классической живописи. В фотографии он выражал свое художественное видение и уделял максимум внимания композиции и гармонии. Его работы отражают влияние сюрреализма и абстракционизма. Это делает их не просто фотографиями, а произведениями искусства.
Так, снимок Hyères, France («Йер, Франция») больше похож на полотна Кандинского или Дали, чем на фотографию. Множество линий казалось бы не связаны друг с другом, но держат композицию вместе. Большая точка — велосипедист в расфокусе — уравновешивает композицию, делая её гармоничной и сбалансированной. На снимок приятно смотреть, в нём чувствуются лёгкость и движение, несмотря на то, что это статичная плоская картинка.
Приемы фотографии Картье-Брессона — как они улучшают снимки
Все эти приёмы создавали неповторимый стиль Анри Картье-Брессона, делая его одним из величайших мастеров фотографии в истории и источником вдохновения для фотографов по всему миру.
Важно понимать, что мастерство Анри Картье-Брессона представляет собой не только совокупность технических навыков, но и философию восприятия окружающего нас мира. Фотография для него была способом выражения своей любви к жизни, искусству и человеческой природе. Он учил людей видеть красоту в мгновении и фиксировать это при помощи камеры.
Искусство Анри Картье-Брессона оставляет нас с важным уроком: в каждом мгновении жизни скрыты красота и смысл, и фотография помогает обнаруживать и сохранять эти моменты. Практикуя его приёмы и привыкая видеть мир глазами мастера, мы можем приблизиться к созданию фотографий, которые не только красивы, но и живописно отражают богатство человеческой жизни.