Как сделать художественный свет в портретной фотографии

Заприте двух фотографов — новичка и профессионала — с одной моделью и оборудованием в фотостудии, и посмотрите, что получится. Несмотря на схожие условия, они сфотографируют человека по-разному. Скорее всего, у новичка получится не портрет, а плоский пересвеченный блин с глазами, бровями и ноздрями, тогда как у бывалого фотографа вы увидете объёмную картинку, подчёркивающую достоинства модели. Виноват в этом недостаток опыта, а именно — умение или неумение видеть и ставить свет.

Рассказываем, как поставить художественный свет для портрета, каким бывает художественный свет, и разбираемся, что вообще это такое. 

Не человек красит кадр, а умело поставленный свет / Фото: Елизавета Чечевица

Что такое художественный свет

Художественный свет — это термин Шрёдингера. В академической среде его нет, но он постоянно на слуху у фотографов. Все понимают, что примерно это такое, но точного определения не существует. 

Ближе всего к понятию «художественный свет» — рисующий свет. Это тот самый источник света, который светит на модель и создаёт основной светотеневой рисунок. В световой схеме он — главный и, как правило, самый яркий и мощный. Все остальные источники служат ему подмогой, дополняют и дорисовывают детали. Например, заполняющий свет делает тени светлее, фоновый падает на задний план, а контровой подчёркивает форму, отделяет модель от фона. 

Если из всех источников света оставить лишь заполняющий, то, скорее всего, вы получите анти-художественный свет, а заодно самую распространённую ошибку фотографа-новичка. Заполняющий свет осветляет тени, позволяет избежать резких перепадов от чёрного к белому, освещает сцену равномернее. Если оставить включенным только его, то вы получите скучный и плоский свет, который светит модели прямо в лоб.

Заполняющий свет делает фотографию лучше, но только если он достаточно слабый и не перебивает остальные источники. Главный совет для получения художественного света — не оставлять заполняющий свет единственно доминирующим, не включать его слишком ярко. Конечно, кроме случаев, когда вы знаете, зачем вам это.

Если посмотреть на вопрос света под неожиданным углом, а именно под углом организаторов выставок, то какую задачу выполняет свет? Он нужен, чтобы экспозиция смотрелась наиболее выигрышно. То есть хороший свет — это тот, который подчёркивает достоинства и создаёт то впечатление, которое нужно автору. 

Получается, что художественный свет в фотографии — это, прежде всего, объёмный и «осознанный» свет. Благодаря свету плоское 2d-изображение пытается превзойти себя и стать 3d.

Как получить художественный свет — 7 советов

В портрете просто сфотографировать человека уже недостаточно. Эпоха, когда фотограф мог снимать на дорогую камеру портрет, как на паспорт, прошла. Даже обыватели простое селфи на телефон пытаются сделать запоминающимся — выбрать необычную локацию, ракурс, найти что-то необычное. Делимся советами, как поставить свет, чтобы он делал снимок эффектнее, а также подчёркивал достоинства человека.

Боковой свет

Направляя свет строго в бок модели, вы получите эффект, когда половина лица освещена, а половина — в тени.

Идеально для драматичного и эмоционального портрета. Такая картинка отлично нагнетает, создаёт таинственность, напряжение, заставляет себя рассматривать / Фото: Елизавета Чечевица

Может случиться, что ухо и плечо осветятся сильнее, чем лицо, а глаза могут потонуть в тени. Чтобы этого избежать, поднимите источник чуть выше над моделью. Так, как минимум, лицо будет ярче плеча. Во-вторых, передвиньте источник буквально на 10-20 сантиметров, чтобы он стоял чуть перед моделью (перед, а не за плечом!).

Если вы боитесь, что при этом осветится вторая половина лица, используйте источники, которые делают свет более направленным: рефлектор с сотами, конусный рефлектор, стрипбокс. 

Диагональный свет

Если поставить свет по диагонали от модели, вы получите картинку с объёмной светотенью, когда черты лица хорошо подчёркнуты. Очень похоже на боковой свет, но вторая половина лица тоже частично освещается. Можно сказать, что это «свет в три четверти».

Если изучить схемы расстановки студийного оборудования, то окажется, что это самый распространённый тип рисующего света / Фото: Елизавета Чечевица

Модель выглядит объёмной, подчёркиваются черты и особенности лица, но при этом человек освещён достаточно хорошо, чтобы его можно было разглядеть. Никакой тебе таинственности, которая была в первом случае с боковым светом.

Диагональный свет в портрете — самое распространённое, универсальное и удобное, что можно придумать для фотографии человека. Такой свет работает в любой ситуации: это может быть накамерная вспышка на стойке, фонарь или профессиональное студийное оборудование с любой насадкой.

Плоский свет

Плоский свет называют освещением по свету, прямым светом, светом «в лоб». В общем, это ситуации, когда модель, фотограф и свет стоят на одной или почти на одной линии. Получается, источник светит из-за плеча фотографа, либо он подлезает под моноблок, чтобы сделать кадр.

Традиционно это считается самым плохим, скучным вариантом постановки света. Никакого тебе творчества, просто вспышка в лоб, как было с плёночными кадрами девяностых. Из-за яркого света, на который человек смотрит прямо, проявляются и остальные недостатки: пересвет кадра, невыразительный фон, плоское лицо, лишённое теней.

Но всё можно изменить, если использовать плоский свет осознанно. Во-первых, он высветляет все тени, а значит, разглаживает микрорельеф лица — морщинки, рытвинки и прочие несовершенства. 

Модель с таким светом кажется моложе, кожа — свежее, а сам портрет, особенно, если снимать его на белом фоне, получается лёгким, воздушным и спокойным / Фото: unsplash.com

Именно поэтому такую схему нередко используют в бьюти. Добавьте к этой схеме софтбокс, чтобы сделать её ещё нежнее, либо портретную тарелку без сот, чтобы всё-таки добавить контраста.

Контровой свет

Он подчёркивает силуэт модели, отделяет её от фона. Если использовать его с другими источниками, портрет будет более объёмным, глянцевым и профессиональным. 

Если же хочется по-настоящему художественных решений в портрете, оставьте его единственным источником. Расположите его позади, за плечом модели, чтобы получить тонкую линию силуэта. 

Это не только красиво, загадочно и эффектно, но также порадует моделей с крупным, объёмным лицом, большими щеками, широкой челюстью. Узкая полоска света скроет почти всё лицо в тени, поэтому смущающие особенности просто не будут видны.

Читайте также:
Широкий и короткий свет: что это, в чём разница, схемы света

Если хочется сфотографировать силуэт, то поставьте модель на фоне источника, чтобы она находилась между светом и фотографом / Фото: Елизавета Чечевица

Если поставить свет почти строго позади модели и направить на неё, получится подсветить контур волос. Особенно красиво это смотрится с пышными причёсками. 

Подсветка фона 

Освещение фона — недооценённая фотографами-новичками практика. Многие концентрируются на человека, забывая про всё остальное.

Если взять тубус и направить его на фон, позади модели появится световое пятно. Эффектно, просто, интересно и отлично выделяет человека. Это разнообразит портрет, даже если вы снимаете на однотонном фоне / Фото: Елизавета Чечевица

Но для интерьерной фотостудии фоновый свет тоже важен. Если вам интересно сделать художественный портрет, когда модель «живёт в сцене», то ищите студию с декорациями. Но, если не подсвечивать фон, то съёмка может ничем не отличаться от фотосессии на циклораме — задний план и детали интерьера просто потонут в тени, а модель будет стоять на плоском фоне. 

Точечную подсветку отдельных элементов сцены можно делать конусами, а более широко и мягко осветить интерьер — октобоксом. Если же осветить только фон, то вы получите чёрный силуэт на световом пятне или белом фоне.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest