• Виктория

Свет, камера, мотор: киноприёмы, которые нужны фотографу

Все визуальные искусства связаны и помогают автору развиваться. Художники используют фотографии в качестве референсов. Фотографы берут идеи, цвет и композиции из живописи. Отсылки на классическое искусство, художников прошлого — глобальный тренд в фотографии. Но у картины свои ограничения: то, что происходит на холсте, нереально, даже если приближено к реализму. Что-то нельзя сымитировать полностью, нужно перерабатывать и подстраивать под фотографию. А что насчёт кинематографа?

Ниже — 8 лайфхаков операторов и киноделов, которые помогут фотографу сделать свои снимки более атмосферными, эстетичными и сложными.

И фотографы, и видеографы работают с натурой, обманывают зрителя, создают иллюзии / Фото: unsplash.com

Как фотографу получать киношную картинку — лайфхаки операторов
   Тщательно подбирайте локацию
   Пишите сценарии и рисуйте раскадровки
   Не стесняйтесь референсов
   Следите за яркостью в кадре
   Направляйте свет туда, куда должен смотреть зритель
   Смягчайте фон дымом
   Забудьте о полностью открытой диафрагме
   Работайте в команде
15 фильмов с отличной операторской работой

Как фотографу получать киношную картинку — лайфхаки операторов

Тщательно подбирайте локацию

Чем лучше место подходит под идею съёмки, тем проще получить эффектную картинку. Локация работает на образ героя в кадре, раскрывает его. Она помогает зрителю осознать, что происходит с человеком на фотографии, и создаёт настроение. Чем быстрее получается понять, где находится герой и почему он именно здесь, тем лучше складывается мозаика фотографии. Поэтому локация — едва ли не самое важное в киношной картинке. Ищите места заранее, подбирайте точки съёмки, проверяйте до фотосессии, как будет выглядеть пространство в будущем кадре. 

Правильная локация поможет улучшить композицию. Возможно, вы найдёте симметричные колонны, сделаете фото через окно или дверь, реализуя композиционный приём «рамка», с помощью линий или предметов на фоне покажете перспективу, чтобы пространство было более понятным и объёмным / Скриншот: сериал «Лучше звоните Солу», 2015–2022 годы.

Читайте также:
Фрейминг в фотографии: как пользоваться композиционным приёмом

Пишите сценарии и рисуйте раскадровки

Сделать абстрактную съёмку в кинематографичном стиле почти невозможно. Если нет сюжета и про персонажа ничего неизвестно, то непонятно, какую искать локацию, какие придумывать позы и свет. Может, это меланхоличная девушка, ждущая звонка от парня, с которым у неё непростые отношения? Или светская львица, собирающаяся на свидание? Получаются совершенно разные картинки.

Наполнение кино — это сценарий, история, которую рассказывают кадры в движении. Для того, чтобы и в фото получился целый интересный сюжет, напишите небольшой сценарий. В крайнем случае подойдёт анкета персонажа в кадре с его предпочтениями, характером. Кстати, это задание можно доверить клиенту, если он любит придумывать истории и тоже хочет участвовать в процессе. 

После сценария время задуматься о раскадровках. По сути, это схематично нарисованные иллюстрации, которые помогают с позированием и композицией. Если лень рисовать, просто сохраните на телефоне папку с референсами.

Читайте также:
Раскадровка для фотографа: что это, как и где сделать
Референсы для фото: что это такое и как их подбирать

Не стесняйтесь референсов

Сохраняйте фотографии, фотографируйте картины в музеях, делайте скриншоты, когда смотрите красивые фильмы. Наслаждаться визуальным искусством — это не только про насмотренность и эстетическое удовольствие. Это про готовые идеи, которые можно переработать, подстроить под себя и сделать нечто красивое, не изобретая ничего с нуля. 

Чем больше задумок будет в арсенале фотографа, тем легче ему генерировать новое. Кроме того, референсы упрощают диалог с заказчиком. И ему, и вам проще понять, к чему стремиться. 

Доска с сохранёнными референсами. На случай кризиса идей и для вдохновения / Иллюстрация: Елизавета Чечевица

Следите за яркостью в кадре

Полностью проваленные в черноту углы в кадре допустимы только в хоррор-съёмках или в тех случаях, когда вы хотите создать напряжение. То же самое с белыми пятнами. Если это не «каталожка» или фэшн, где полностью белый фон — не баг, а фича, всеми силами избегайте пересветов! 

Любое пятно — тёмное или светлое — притягивает взгляд, но не даёт никакой информации. Вспомните пункт выше: зритель должен получать информацию о персонаже и локации, а не догадываться и напрягаться. Поэтому следите за ISO, диафрагмой и выдержкой, чтобы кадр не был слишком ярким или тёмным, а детали ни в коем случае не пропадали.

Чтобы контролировать экспозицию было проще, используйте ND-фильтр переменной плотности. Он делает фото светлее или темнее, а менять настройки при этом не нужно. Да, это особенно актуально для видеографов, но фотографам такой фильтр тоже пригодится. Например, можно снимать на длинных выдержках даже днём, размывать фон, когда на улице яркое солнце, получать красивое текстурное небо.

Читайте также:
ND-фильтр: зачем нужен и как его выбрать

Направляйте свет туда, куда должен смотреть зритель

Уметь работать со светом важнее, чем купить камеру последней модели. Эта идея позволит сэкономить вам большие деньги, но взамен вам придётся потратить время на обучение и накопление опыта. Главное для красивой картинки — знания и практика.

Продумывайте схему света заранее. Например, решите, будет ли одним из источников света окно или лучше его закрыть. Нужно ли подсветить настольной лампой или свечами телефон, ведь по сюжету героиня ждёт звонка?

Читайте также:
8 простых схем света с тремя источниками

Герой тёмный и выделяется не только направляющими линиями, которые указывают на него, но и контрастом — тёмное на светлом / Скриншот: «Джокер», 2019 год, режиссёр Тодд Филлипс

Важно: чтобы реализовать все идеи, уточняйте в фотостудии заранее, какое оборудование у них есть, светит ли днём солнце в окна и можно ли закрыть у них шторы.

Освещение позволяет играть с контрастами, создавать их и убирать. Если герой одет в светлое и на него падает достаточно яркий свет, чуть затемните задний план. Например, опустите мощность источника или поставьте флаг, который не даст свету попадать на фон. Теперь герой будет сильнее выделяться, а композиция кадра станет проще и понятнее.

Смягчайте фон дымом

Дым-машина — невероятно распространённый в киносъёмке прибор. Но дым нужен не только для создания хоррор-сцены или густого утреннего тумана. Добавьте совсем немного дыма на задний план и рассейте его, помахав картонкой, чтобы картинка стала более мягкой, менее контрастной, а герой «вышел» ещё сильнее вперёд, отделившись от фона.

Читайте также:
Дым-машина: как пользоваться, лайфхаки

Забудьте о полностью открытой диафрагме

В портретной фотографии размытый фон стал стандартом. Люди гонятся за боке, покупают объективы, которые особенно интересно размывают задний план. Но в киноискусстве сильно размытый задник считается моветоном: это знак, что автор не смог достаточно хорошо поработать с локацией. Поэтому забудьте о максимально открытой диафрагме. Размывайте фон так, чтобы задний план всё равно считывался, а зритель мог понять, что там за предметы. Например, придерживайтесь диапазона f/4–f/8.

Задний план не размыт, читается контекст, в который поместили героя / Скриншот: «Королевство полной луны», 2012 год, режиссёр Уэс Андерсон

Работайте в команде

Часто фотограф берет ответственность за все аспекты съёмки, в одиночку выполняя работу целой команды. Но если взять в пример кино, то становится понятно, что для качественного результата нужны разнонаправленные специалисты. 

Представьте оператора, который выставляет свет, монтирует, делает цветокоррекцию, ищет локацию, декорирует её, пишет сценарий, создаёт реквизит, подбирает образ модели, делает ей причёску и заодно гримирует. Это кажется дикостью, но в индустрии фотографии такое считается нормой; редкие исключения — рекламные съёмки для журналов или крупных брендов. 

Поэтому для того, чтобы качество картинки было на высоте, привлекайте к фотосессии специалистов! Иногда даже один визажист или стилист может вывести съёмку на новый уровень. 

Читайте также:
Собрать команду для фотопроекта. 7 ответов для тех, кому надоело снимать в одиночку

15 фильмов с отличной операторской работой

Для вдохновения делимся 15 фильмами и сериалами, получившими признание за операторскую работу и невероятно эстетичную картинку.

Читайте также:
Эстетика фото: 9 советов, как создавать эстетичные фотографии

Во время просмотра держите палец на кнопке «пауза», и вскоре на вашем компьютере появится папка с огромным количеством вдохновляющих скриншотов-референсов / Скриншот: «Выживший», 2015 год, режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту
  • «Она» (2013). Фантастическая драма с Хоакином Фениксом в главной роли. Оператор — Хойте Ван Хойтема. Его другие знаменитые картины: «Интерстеллар» (2014), «Оппенгеймер» (2023) и «Дюнкерк» (2017), за который оператор получил «Оскар»в 2018 году.
  • «Лучше звоните Солу» (2015—2022) — сериал про нечестного адвоката Сола Гудмана. В его коллекции шесть Золотых глобусов, премии «Эмми» и невероятно эстетичная картинка. Это уже законченный спин-офф легендарного сериала «Во все тяжкие» (2008–2013), который тоже стоит посмотреть. 
  • Три фильма, созданные оператором Кристофером Дойлом и режиссёром Вонгом Кар-Ваем: «Любовное настроение» (2000), «Падшие ангелы» (1995) и «Чунгкингский экспресс» (1994). 
  • Драма о нетрадиционных отношениях «Любовь» (2015) оператора Бенуа Деби и режиссёра Гаспара Ноэ.
  • Нашумевшего в 2019 году «Джокера» можно пересмотреть ещё раз, но теперь обратить особое внимание не на социальный комментарий, а на работу оператора Лоуренса Шера. В 2020 году за этот фильм он получил «Оскар».
  • Три работы троекратного обладателя  «Оскара»Эммануэля Любецки — «Выживший» (2015)  с Леонардо Ди Каприо, «Бёрдмен» (2014) и «Гравитация» (2013).
  • Фильмы оператора Роберта Йоумена, созданные вместе с режиссёром Уэсом Андерсоном: «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”» (2021), получивший золотую ветвь в Каннах, «Отель “Гранд Будапешт”» (2014) и «Королевство полной луны» (2012).
  • Фантастическая «Дюна» (2021) оператора Грега Фрейзера. «Оскар»за лучшую операторскую работу, конечно же, прилагается.
  • Историческая драма «Макбет» (2015) оператора Адама Аркпоу, который также работал над  не менее эстетичным сериалом «Настоящий детектив» (2014–…). 
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest