Контраст — одно из фундаментальных понятий в фотографии и живописи. О тональном контрасте (разнице между тёмным и светлым) знают все. Но кроме него выделяют ещё цветовой контраст, контраст размеров, контраст насыщенности и другие типы. О том, что это такое и как применять разные типы контраста, чтобы сделать свои фотографии более выразительными, читайте в этом материале.
Контраст — универсальная категория фотографии. Использовать его как художественный приём могут все фотографы, независимо от того, в руках у них свежая беззеркалка или средний смартфон.
Попробуем попристальнее посмотреть на то, что делает контраст с нашими снимками.
Тональный контраст, контраст светлого и тёмного
Цветовой контраст
Контраст размера цветовых пятен
Использование разных типов контраста
Что такое микроконтраст
Тональный контраст, контраст светлого и тёмного
Самый простой пример контраста — разница между светлым и тёмным. Самый простой, но самый действенный. Такой контраст — один из распространённых методов выделить главный объект и сделать на нём акцент.
Тонального контраста можно добиться разными способами. Например, при помощи естественного цвета предметов.
Тональный контраст не только работает на композицию фотографии, но и помогает нам фокусироваться. Лучше всего помещать фокусировочную точку на высококонтрастную область. На человеческом лице это чаще всего глаза.
Второй простой способ создать тональный контраст — использовать свет. Лучший друг в создании выраженного контраста — прямой солнечный свет. Он даёт явные блики и глубокие тени.
Контраст в целом (не только тоновый) — это хороший способ разделить главный объект и фон. Например, на снимке ниже контраст отделяет модель от заднего плана: она подсвечена, фон тёмный.
Такого эффекта можно добиться и при помощи естестественного света, и при помощи вспышек. Если при работе в студии вы хотите разделить модель и фон светом, стоит в качестве насадок на источник света стоит использовать софтбоксы с сотами. Также помогут чёрные флаги. Подробнее о том, как строить подобные сложные схемы света, читайте здесь.
Также контраст можно добавить (или усилить имеющийся) на стадии постобработки. Подробнее о разных приёмах, которые помогут добиться большего контраста на фотографии, мы писали в этом материале.
Цветовой контраст
Чтобы разобраться с цветовым контрастом, нужно немного погрузиться в теорию цвета. Дело в том, что наилучший цветовой контраст дают дополнительные цвета. Подробнее о том, что это такое, читайте здесь. А пока, не вдаваясь в подробности, назовём основные контрастные пары дополнительных цветов:
- красный-зелёный;
- синий-оранжевый;
- фиолетовый-жёлтый.
Чтобы добиться цветового контраста, сочетаем в одном кадре объекты этих цветов. Или объект и фон — например, помещаем девушку в красном на зелёный фон.
Цветовой контраст может усиливаться контрастом тональным, а может использоваться изолированно. Как, например, на снимке ниже.
Внутри цветового контраста ещё иногда выделяют контраст насыщенностей. Это явление возникает, как несложно догадаться, при разнице в насыщенности объектов в кадре.
Контраст размера цветовых пятен
Контраст большого и малого — приём, который уже в полной мере относится к композиции снимка. Этот приём, например, мы упоминали, когда речь шла о работе с негативным пространством.
Этот вид контраста основан на сопоставлении размера объектов в кадре.
С его помощью размер одного объекта показывается через разницу с другим. Этот вид контраста ещё иногда называют смысловым, но это не всегда верно. Иногда контраст большого и малого работает просто на уровне цветовых пятен, не добавляя каких-то дополнительных смыслов. В таких случаях, например, этот вид контраста отлично помогает выделить на снимке главный объект. Посмотрите на две картинки ниже.
Так происходит, потому что размер жёлтого цветового пятна на левом снимке очень мал по сравнению с размером сине-серого фона. На правой картинке жёлтых цветов уже больше, поэтому они так не выделяются.
Здесь, кстати, сочетается контраст размера цветовых пятен и контраст насыщенности. Да и тональный контраст, поскольку ярко-жёлтый — очень светлый цвет.
И это обычная история. Разберём её в следующем разделе.
Использование разных типов контраста
Разные типы контраста вообще поодиночке редко ходят. Можно, конечно, встретить снимки, построенные на чистом цветовом контрасте, но это скорее редкость.
Тоновый и цветовой контраст очень часто встречаются в пределах одного кадра. Тут дело в самой физике цвета. Дело в том, что разные цвета становятся максимально насыщенными при разной светлоте. Жёлтому, например, нужно быть очень светлым, чтобы не быть тусклым, а синий наоборот достигает наибольшей насыщенности в тенях.
Поэтому такие картинки скорее норма, чем исключение:
Если говорить об исключениях, более редким как раз является первый снимок с медузами, где фон ощутимо светлый.
Иногда фотографы сочетают в своих снимках разные типы контраста осознанно, но чаще — совершенно не обращая на это внимание. Так устроен наш мозг — нам нравятся контрасты, нравится снимать их и смотреть на такие фотографии.
Если возвращаться к заглавному снимку этого текста, в нём можно найти все три типа контрастов, о которых мы говорили. Если выделять контраст насыщенностей отдельно — все четыре.
Что такое микроконтраст
Ещё одно явление, о котором стоит знать и с которым стоит уметь работать — микроконтраст.
Микроконтраст — это выраженная разница в светлоте в мелких деталях. То есть на снимке может и не быть каких-то крупных светлых и тёмных пятен, но есть хорошая разница в мелочах. Снимки с выраженным микроконтрастом воспринимаются зрителем как более детализированные, резкие, чёткие.
Очень часто за микроконтраст отвечает качество оптики, на которую вы снимаете. Например, за этот параметр часто хвалят объективы Leica и Sigma Art.
Но микроконтраст хорош тем, что его несложно добавить на стадии обработки фотографий. За появление микроконтраста в Adobe Lightroom, например, отвечают бегунки Clarity / Чёткость, Dehaze / Удаление дымки и Texture / Текстура (появился в последних версиях ПО).
Помните о том, что такая обработка может быть к лицу пейзажам или сверхростовым портретам. А вот крупным (особенно женским) такой подход совсем не идёт: поднятый микроконтраст акцентирует все несовершенства кожи. Даже если их почти нет или они минимальны. Таким образом вы и модели не польстите, и сильно усложните работу по ретуши фотографий.
Если подводить итоги, существует ли какой-то «правильный» контраст в фотографии, который был бы универсален? Нет. Есть общие рекомендации, на которые можно опираться. Например:
- портрету лучше не быть слишком контрастным (а женскому портрету особенно микроконтраст строго противопоказан);
- высококонтрастные изображения естественно драматических сцен (например, закатов) тянут на себя внимание;
- низкий контраст в целом не так привлекателен для взгляда, зато глаза отдыхают на таких картинках.