Даже начинающие фотографы в большинстве случаев догадываются, что объектив Nikon вряд ли подойдёт камере Canon, и наоборот. Но даже в пределах одной марки не все объективы и камеры совместимы между собой. Конечно, на объективах есть надписи и маркировки, по которым фотограф может понять, к какой камере объектив подойдёт, а на какую его лучше не ставить. Но эти надписи не всегда очевидны, и даже опытный фотограф не всегда способен сходу расшифровать все обозначения. Так что мы подготовили текст, который поможет безошибочно опознать и классифицировать практически любой современный объектив.
Фокусное расстояние и светосила
Байонет и размер матрицы
Байонеты камер Canon
Байонеты камер Fujifilm
Байонеты камер Nikon
Байонеты камер Olympus и OM System
Байонеты камер Panasonic
Байонеты камер Pentax
Байонеты камер Sony
Обозначения оптической стабилизации на объективах разных марок
Обозначения объективов с защитой от пыли и влаги
Фокусное расстояние и светосила
Самые простые и очевидные характеристики, которые проще всего найти среди надписей и опознать. Обычно на современных объективах указывается фокусное расстояние (в миллиметрах) и в виде 1:1.4, 1:2.8 и т. п. Например, надпись Nikkor 50mm 1:1.4 означает, что перед нами объектив с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и максимальной светосилой f/1.4.
Для зум-объективов указывается минимальное и максимальное фокусное расстояние. Если светосила постоянная, то будет указано одно значение. У недорогих объективов светосила меняется при зумировании, так что для них будет указано два значения — на самом широком и на самом длинном фокусном расстоянии. Например, Olympus 12-45 mm 1:4 — это зум-объектив с постоянной светосилой f/4, а у Canon 55-200 mm 1:4-5,6 светосила равна f/4 на фокусном расстоянии 55 мм и уменьшается до f/5.6 на фокусном 200 мм.
Отдельно стоит отметить Sony: они максимально сокращают количество букв, и не пишут на объективах даже «mm». Впрочем, надпись и без этого легко понять.
Байонет и размер матрицы
При выборе объектива важно сразу понять, подойдёт ли он к вашей камере. Сложнее всего тем, кто выбирает б/у объектив на вторичном рынке: продавцы далеко не всегда пишут подробности, ограничиваясь названием или даже только маркой объектива. Но и при покупке нового объектива можно столкнуться с тем, что в каталоге интернет-магазина объектив для зеркалки по ошибке положили в подборку беззеркальных линз, а полнокадровый объектив спрятали в разделе micro 4/3.
Но в большинстве случаев вся нужная информация написана прямо на объективе, нужно только научиться её находить и понимать.
Байонеты камер Canon
На сегодняшний день актуальными байонетами Canon можно считать байонеты EF (полнокадровые зеркалки), EF-S (кропнутые зеркалки), RF (полнокадровые беззеркалки), RF-S (кропнутые беззеркалки) и EF-M (тоже кропнутые беззеркалки, но более старые. Новых камер с таким байонетом вряд ли стоит ждать).
Информацию о байонете можно найти на всех объективах Canon: соответствующие буквы будут прямо в названии объектива. Например, Canon EF-S 10-18mm 1:4.5–5.6 — объектив для кропнутых зеркалок, или Canon RF 85mm 1:2 — полнокадровый беззеркалочный объектив.
Что касается совместимости этих байонетов между собой, полнокадровый объектив с байонетом EF наиболее универсален. Его можно поставить и полнокадровую зеркалку Canon, на кропнутую любительскую зеркалку. На беззеркалки его тоже можно поставить, если есть соответствующий переходник. Объективы от кропнутых зеркалок (EF-S) подходят только для них. С полнокадровым байонетом EF они физически несовместимы. А если таки умудриться поставить, камера сломается. Так что лучше не пробовать.
У объективов для беззеркалок с байонетами RF и RF-S такой проблемы нет. Любой из этих объективов можно установить и на полнокадровую камеру, и на модель с матрицей APS-C. Правда, стоит учитывать, что при установке кропнутого объектива на полнокадровую камеру она автоматически переключится в кроп-режим и будет использовать при съёмке только центральную часть матрицы. Например, полнокадровый Canon R6 II с 24-Мп матрицей (6000 x 4000 пикс) в кроп-режиме делает снимки размером всего лишь 3744 x 2496 пикселей — то есть меньше 10 Мп.
Байонеты камер Fujifilm
Если название объектива Fujifilm начинается с букв GF (например, Fujifilm GF 45mm F2.8 R WR), это объектив для среднеформатной камеры с байонетом Fuji G. Если с буквы X — то для кропнутой беззеркалки с байонетом Fuji X. Между собой эти объективы несовместимы.
В свою очередь, объективы серии X делятся на XF и XC. Объективы серии XF выше классом и стоят дороже. В них используется металлический байонет, корпус тоже в основном сделан из металла. У многих XF-объективов есть кольцо для прямого управления диафрагмой.
XC — любительская серия. Объективы сделаны из пластика (включая пластиковый байонет), на них нет никаких «лишних» кнопок, колец или переключателей. Но и стоят они меньше: например, пластиковый Fujifilm XC 35mm f/2 почти в два раза дешевле аналогичного Fujifilm XF 35mm f/2.
Байонеты камер Nikon
У Nikon кропнутые объективы обозначаются буквами DX, а в названии объектива для беззеркалки с байонетом Z-mount непременно будет буква Z. Например, NIKKOR Z DX 50-250mm — это объектив для беззеркалки с байонетом Z и кропнутой матрицей, AF-S DX NIKKOR 35mm 1:1.8 — объектив для кропнутой зеркалки (DX в названии есть, Z нет), ну а AF-S Nikkor 85mm 1:1.8 — объектив для полнокадровой зеркалки (в названии нет ни DX, ни Z).
В отличие от Canon, любой кропнутый объектив Nikon можно без проблем установить и на полнокадровую камеру (кроп-объектив от зеркалки — на полнокадровую зеркалку или на беззеркалку через переходник, кроп-объектив от беззеркалки — на полнокадровую беззеркалку). При этом камера может либо переключиться в кроп-режим автоматически, либо снимать фото на весь кадр — это настраивается в меню. Конечно, большинство кропнутых объективов дают сильное виньетирование на полнокадровой матрице, но в некоторых случаях можно получить вполне приличную картинку. И если фотограф переходит с кропнутой камеры Nikon на полный кадр, ему стоит попробовать свои старые объективы на новой камере — возможно, некоторые из них можно оставить на первое время.
На вторичном рынке можно встретить камеры и объективы серии Nikon 1. Это устаревшая беззеркальная система с очень маленькой матрицей, которая получилась не очень удачной. Выпуск камер Nikon 1 прекратился в 2018 году. Объективы этой серии не подходят ни к зеркалкам, ни к современным беззеркалкам Z-серии.
Байонеты камер Olympus и OM System
Главная проблема объективов Olympus в том, что по названию легко перепутать устаревший зеркалочный объектив стандарта 4/3 с современным объективом для беззеркалок с байонетом micro 4/3. Отличаются они одной буквой в названии: M.Zuiko Digital — для беззеркалок с микро 4/3, Zuiko Digital — для зеркалок.
В 2021 году компания Olympus продала свой фотобизнес, и теперь камеры и объективы выпускает компания OM System. Так что один и тот же объектив можно встретить в продаже и с надписью Olympus, и c OM System. Например, Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO отличается от OM System M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO II только названием.
Байонет micro 4/3 хорош тем, что это открытый стандарт, и камеры с ним выпускает не только Olympus (нынче OM System). Объективы с надписью M.Zuiko подойдут к беззеркалкам Panasonic, кинокамере Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K или к камере DJI Zenmuse X5, которая устанавливается на дрон DJI Inspire 2.
Байонеты камер Panasonic
До 2019 года Panasonic выпускал беззеркальные камеры с байонетом micro 4/3, и всё было просто. Но потом к ним добавились полнокадровые беззеркалки с байонетом L-mount. Теперь при выборе объектива нужно смотреть, что на нём написано, чтобы не ошибиться.
К стандарту micro 4/3 относятся объективы серии Lumix G и Leica DG. Они подходят как к беззеркалкам Panasonic с этим байонетом (например, Panasonic Lumix DC-GH5S), так и к любым другим камерам micro 4/3. Если же на объективе написано Lumix S (например, Panasonic Lumix S Pro 70-200mm F4 OIS), то это объектив для полнокадровых камер Panasonic.
Байонеты камер Pentax
Из камер со сменной оптики у компании Pentax есть только зеркалки с байонетом Pentax K. Объективы для полнокадровых версий обозначаются D-FA, для кропа — DA. Но как и у Nikon, на полнокадровую зеркалку Pentax можно поставить не только полнокадровый, но и кропнутый объектив.
Байонеты камер Sony
Все объективы для беззеркалок Sony можно установить и на полнокадровую камеру, и на камеру с APS-C матрицей. Правда, при установке кроп-объектива на полнокадровую беззеркалку фотографа ждёт одна из двух проблем: в полнокадровом режиме будет сильное виньетирование по краям кадра, а если переключить её в кроп-режим, теряются все преимущества полного кадра и сильно падает разрешение (например, Sony Alpha 7M3 в кроп-режиме делает фото разрешением 10 Мп).
Так что на полном кадре лучше использовать полнокадровый объектив. Опознать его можно по буквам FE на корпусе (например, Sony FE 24-70mm f/2.8 GM II). Если на объективе есть только одна буква E, то это кроп-объектив. Если же ни E, ни FE найти не удалось, то, скорее всего, это объектив для зеркалок Sony, которые не выпускаются уже несколько лет.
Обозначения оптической стабилизации на объективах разных марок
Есть объективы с оптической стабилизацией, а есть без неё. Чтобы их можно было отличить друг от друга, в названии стабилизированных объективов это указывается. Но почти каждый производитель использует своё собственное название для технологии стабилизации (и, соответственно, обозначает это своим собственным набором букв). Этот список поможет их опознать:
- Canon, Olympus и OM System — IS (Image Stabilization);
- Fujifilm — OIS, Panasonic — O.I.S с точками (Optical Image Stabilization);
- Nikon — VR (Vibration Reduction);
- Sony — OSS (Optical Steady Shot);
- Sigma — OS (Optical Stabilizer);
- Tamron — VC (Vibration Compensation).
Обозначения объективов с защитой от пыли и влаги
Существуют объективы, в которых установлены уплотнительные резиновые кольца. Эти уплотнители предотвращают попадание пыли и влаги в объектив при зумировании, а кольцо вокруг байонета защищает камеру. Это не значит, что такие объективы можно макать воду, но небольшой дождь или снег они, скорее всего, перенесут без последствий. К сожалению, мало кто из производителей открыто сообщает о том, есть ли в объективе защита.
Соответствующие отметки есть только на объективах Pentax (AW, all weather) и Fujifilm (WR, weather resistant). У других производителей догадываться о влагозащите приходится по косвенным признакам. Например, у Canon защищёнными считаются объективы L-серии, у Sony — G Master, у Olympus и Om System — серия PRO. Но если у вас есть один из этих объективов, лучше не полагаться на догадки и поискать информацию о защите в инструкции или на сайте производителя.