Одна из главных задач фотографии — передать объёмное на двумерном. Сама по себе фотография — штука плоская, но с помощью света, правильного использования техники и определённых навыков композиции, можно показать зрителю трёхмерный мир. О том, как можно передать глубину пространства и объём в фотографии, читайте в этом материале.
Эффект боке и глубина на фото
Приёмы композиции, которые помогают передать объём
Дымка, тональная перспектива и объём
Как получить объём на фото при помощи света
Эффект боке и глубина на фото
Один из простых способов показать глубину — увести фон в размытие. Наш мозг устроен таким образом, что, когда мы фокусируем взгляд на одном объекте, фон начинает уходить в нерезкость. Очень ярко это проявляется, если объект на небольшом расстоянии. Можно провести небольшой натурный эксперимент. Возьмите кружку, которая сейчас стоит на столе, и поднимите на уровень глаз. Смотрите на неё: и фон начнёт уходить в размытие.
Эффект боке имитирует это, поэтому помогает создавать объём.
Однако с боке всё не так просто. С одной стороны эффект размытия фона хорошо разделяет передний план и задний, объект и фон. С другой, если с ним заиграться и размыть фон слишком сильно, можно получить эффект «фото на фотообоях».
И второй момент: чтобы получить размытый фон, нужен хороший светосильный объектив. За уровень боке напрямую отвечает минимальное значение диафрагмы (в идеале для хорошо размытого фона нужны модели, у которых оно равно 1.4 или 1.8). Подборку лучших светосильных стёкол вы найдёте здесь. О том, как сними работать, читайте в этом материале.
О том, как сымитировать эффект боке в Adobe Lightroom, мы писали здесь.
Приёмы композиции, которые помогают передать объём
Первый способ — использовать передний и задний план. Когда зритель видит внутри одной картинки и ветки дерева на переднем плане и горы вдали, возникает понимание расстояния между этими объектами.
В качестве переднего плана в случае с пейзажем можно использовать деревья, камни, траву и подобные вещи. Подходит этот приём и для съёмки портрета. Передним планом могут быть те же природные объекты, мебель или дома, если съёмка идёт в городе или даже другие люди. Когда один объект частично перекрывает другой — это подчёркивает глубину перспективы.
Ещё один вариант — использовать ведущие линии. Особенно хорошо работают для передачи перспективы параллельные линии, которые постепенно сходятся к горизонту. Опять же, потому что законы физики так работают: если смотреть на уходящую вдаль дорогу, она будет сужаться тем сильнее, чем дальше уходит.
Ведущие линии — это не обязательно дороги или тропинки. Это может быть, например, ряд деревьев или столбов. Красивые композиционные решения можно найти в городе, где перспективу отлично подчёркивают удаляющиеся вдоль улицы дома.
Усилить линейную перспективу можно, используя широкоугольные объективы. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем сильнее и круче будет угол, под которым сходятся линии. А фишай даст максимальный эффект.
Дымка, тональная перспектива и объём
Ещё один подсмотренный фотографией в живописи способ показать объём — тональная перспектива. Это явление, которое возникает из-за плотности воздуха. Его суть в том, что чем дальше объект, тем он будет более светлым и менее контрастным. Предметы на расстоянии менее различимы по цвету, форме и деталям, чем предметы, находящиеся ближе. Это обусловлено тем, что так глаз видит атмосферную дымку.
Тональная перспектива сама собой прокрадывается на кадры, когда, например, мы снимаем пейзаж, задний план которого находится на приличном расстоянии.
Лучше всего тональную перспективу подчеркнёт длиннофокусный объектив, у которого есть свойство спрессовывать пространство. Подборку лучших телеобъективов для разных систем вы найдёте здесь.
Также имеет значение погода. Чем больше в воздухе влаги, тем более выраженной будет тональная перспектива. Ещё один помощник в случае, если она нужна — контровый свет. Он хорошо подчёркивает любую дымку. Подробнее о том, как снимать в тумане, чтобы результат выглядел выразительно, мы писали здесь.
И наконец, тональную перспективу при необходимости можно сымитировать. Для этого можно использовать дым-машины и дымовые шашки. Для небольших сюжетов — например, крупных портретов или предметки — подойдут парогенераторы.
Как получить объём на фото при помощи света
Ещё один способ работать с глубиной в фотографии — это свет. Он прекрасен тем, что неплохо управляем. Светом можно припечатать человека к стене или другому заднему плану, а можно наоборот разделить, чтобы создать ощущение объёма.
Самый простой способ убить всю глубину и прилепить объект к фону — использовать фронтальный источник света, который светит одновременно и на объект, и на фон. Яркий тому пример:
Вариант без тени выглядит уже гораздо более выигрышно.
Чтобы не получать такой плоской картинки при съёмке портрета на однотонных фонах, обычно советуют либо отодвигать модель как можно дальше, чтобы тень просто не дотягивалась до фона, либо использовать фоновый свет. В целом для портретной фотографии считается правильным, когда человек подсвечен одним источником света, а фон — другим.
А фоновый свет, помимо всего прочего — ещё и отличный способ добавить портрету объёма.
Главное здесь — не переборщить. Если фон будет слишком контрастным, он может начать перетягивать на себя внимание зрителя.
Очень подробно о том, как работать с фоновым светом, мы писали в этом материале. Чтобы усилить этот эффект, можно также использовать свет разной температуры. Например, светить на человека тёплым светом, а на фон — холодным. Для этого используются гелевые цветные фильтры или светодиодные источники с регулируемой температурой. О технике, приёмах и лайфхаках при работе с LED-светильниками читайте в этом материале.
Использование контрового света также помогает создавать глубину. Контровый свет — это когда свет летит на модель (или любой другой объект) сзади. Подробнее о типах света мы писали в этом материале.
Во-первых, такой свет создаёт светящиеся ореолы по краям объекта съёмки, отделяя его от фон. Во-вторых, контровик часто добавляет кадру засветку, которая также работает на это.