Если на снимках мало лайков, фотосессии не заказывают, и стыдно пересматривать то, что снимали месяц назад, есть две хорошие новости. Первая: вы уже переросли свои недавние работы и стали лучше. Вторая: у вас под рукой есть всё, чтобы совершенствоваться.
Заставьте себя и откройте шкаф со скелетами — пересмотрите фотографии, проанализируйте и поймите, что сделали не так, а где попали в точку. В этом тексте разбираемся, как изучать свои фотографии и делать выводы.
Анализируйте абсолютно все фотографии
Оценивайте любые фотографии от рекламы на улице до селфи друга с дачи. Необязательно относиться к этому как к научному труду с кучей условностей и критериев. Превратите анализ фотографий в лёгкую ненавязчивую игру.
Это важный педагогический приём: видеть не только ошибки, а подчёркивать достоинства. Критикуя себя и делая выводы, отметьте, где вы нашли удачный приём, который можно запомнить и использовать дальше. То же самое касается средних, неинтересных снимков. Почему они такие? Что вызывает эти эмоции? Почему эти кадры не назвать ни хорошими, ни плохими?
Анализируйте не только себя. Изучайте творчество конкурентов, мастеров и новичков, ходите на выставки и не забывайте про другие виды визуального искусства. Фотограф может учиться у операторов, художников, графиков и дизайнеров. Выбирая кино на вечер, отдайте предпочтение обладателям «Оскара» за операторскую работу, наскриньте стоп-кадров и проведите фотосъёмку по мотивам этой раскадровки.
Анализируйте контекст и жанр фотографии
Легко упрекать снимок в отсутствии художественности или в том, что там некрасивый свет. Но, возможно, вы делали фото на документы, а не новый концепт бренда высокой моды, или снимали репортаж в ужасных условиях практически без света. Тогда отношение к увиденному резко меняется.
Изучая фотографию, важно понять, попала ли она в цель. На эмоциональном портрете должны быть эмоции, на бьюти-фотографии — макияж, а лавстори должна вызывать чувство тепла и уюта, а не ощущение, будто влюблённые сейчас достанут ножи.
Непросто признаваться себе, что вы хотели показать красоту девушки, а получилась иллюстрация измученного работой и недосыпом болезненного человека. Но важно не просто признаться себе, а попытаться ответить: почему получилось именно так?
Кому адресована фотография
Кому она нужна и зачем — это важные вопросы. Одна и та же заказчица может попросить деловую съёмку, чтобы наполнить сайт, и фотосессию в нижнем белье, чтобы почувствовать себя элегантной и привлекательной. И такое нельзя путать.
Вы должны понимать, попадёт фотография в личный семейный архив, где важно запечатлеть момент, или на аватарку девушке, которая хочет много лайков и приглашение на свидание. А может, вы делаете фотопроект для себя, чтобы потом подать снимок в журнал, на конкурс, на выставку.
Главное, не корите себя за то, что далеко не каждую вашу съёмку можно напечатать в журнале. Цель коммерческого фотографа — сделать работу так хорошо, чтобы заказчик был счастлив, а всё остальное — это уже ниша творчества.
Проанализируйте яркость и свет
Не слишком ли снимок тёмный или светлый? Бывает, что есть ли области настолько белые, что кусок фотографии теряет детали. Например, модель повёрнута к яркому солнцу, и вместо кожи, щёк, носа, рельефа лица виднеется только белое пятно. Но может быть и наоборот: тени настолько много, что невозможно прочитать взгляд, а фотография напоминает чёрный квадрат.
То же самое касается изучения того, как на фотографии стоял свет. От носа может ползти чёрный «клюв», потому что жёсткий источник света стоит сбоку и ничем не нейтрализуется. Если же вокруг модели целый заслон из софтбоксов, её лицо будет совершенно плоским. А может, вы фотографировали с маленькой портретной тарелкой и неудачно её разместили, поэтому свет падает на грудную клетку, а лицо остаётся в тени? В общем, если что-то слишком светлое или тёмное, вспоминайте, как вы ставили свет, с какой стороны, как высоко и какую мощность источника выбирали.
Читайте также:
Высокий ключ: что такое, как снимать, схемы света
Низкий ключ: что это такое, как снимать, схемы света
Оцените дефекты и ошибки настроек камеры
Оценивайте резкость и размытость, количество шумов и объектов в фокусе. К счастью, не нужно запоминать настройки каждой фотографии и по ним делать выводы — узнать, с какого фотоаппарата, объектива и с какими параметрами вы снимали можно, не открывая Фотошоп. Просто зайдите в свойства фотографии, щёлкнув по ней правой кнопкой мыши.
Если же фотография смазанная, то вы поставили слишком длинную выдержку. Конечно, иногда это не баг, а фича — любителей странных непонятных кадров едва ли не больше, чем любителей зерна на снимке. Но в случае, если модель в резкости, а её рука, которую она неторопливо подняла — нет, и это не входило в ваши планы, то укорачивайте выдержку. Особенно если снимаете репортажи или динамичные кадры в движении.
Если снимаете портрет, а в фокусе только один глаз, либо на групповом снимке сразу видно, кто понравился вам больше, потому что в фокусе лишь один человек, значит, впредь закрывайте диафрагму, чтобы в резкости было больше объектов.
Изучайте локацию
Убирайте всё лишнее: провода, завалившие пол, источники света, перекрывающие кадр. Если заметили на фоне билборд с распродажей шуб, переставьте модель на два шага влево или сместитесь сами. Да, часть из этого можно решить ретушью, а иногда без постобработки просто никак, но не добавляйте себе часов работы там, где ситуация исправляется за пару секунд.
Не забывайте и про обратное. Не допускайте ситуаций, когда вы долго расставляли реквизит, но в итоге в кадр вошло только лицо.
Оценивайте работу всей команды
Если модель красили два часа, а в итоге её кожа напоминает палитру художника с яркими ржавыми пятнами вместо ровного тона кожи, а губы накрашены настолько неровно, что исправить ситуацию может только три часа Фотошопа, совет один — меняйте визажиста.
Подвохи ожидают фотографа на каждом шагу. Вы арендуете платье, которое на фото было идеальным, а оно разваливается. В студии нет нужного оборудования, хотя вы бронировали его заранее, либо в зале неожиданно оказалось настолько тесно, что не получается сделать придуманный заранее кадр.
Вспомните, что происходило до и во время съёмки. Вы могли не подготовить референсы, а в итоге не знали, что сказать модели. Возможно, волнение было настолько сильным, что вы не могли объяснить даже простейшую позу. А бывает, что кто-то опаздывает и фотосессия длится 15 минут вместо часа. Замечайте такие моменты, делайте выводы и отбирайте людей, которые не подводят.
Иногда на качество фотографии влияет не только то, что видно в кадре, но то, что происходило за ним, на площадке и даже задолго до — во время подготовки. И это тоже нужно помнить и учитывать, чтобы впредь получать лучший результат.