Традиционно считается, что работать с естественным светом легче, чем с искусственным: не нужно уметь настраивать и балансировать вспышки или думать о том, какую аппаратуру брать с собой на съёмки. На деле в работе с естественным светом есть свои сложности. Главная проблема — он гораздо менее управляем: если вспышку проще сделать менее мощной или вовсе выключить, с солнцем такой фокус не пройдёт. О том, каким бывает естественный свет и как приручить его, чтобы получить максимально качественный результат на фото, читайте в этом материале.
Полдень, золотой и синий час — каким бывает свет в зависимости от времени суток
Дневной свет
Золотой час
Сумерки и синий час
Верхний, контровый, боковой и передний — как работать с естественным светом
Полдень, золотой и синий час — каким бывает свет в зависимости от времени суток
Естественный свет, как и любой другой, в первую очередь варьируется относительно положения источника света. В качестве источников естественного света выступают солнце, пасмурное небо, синее небо после заката или Луна и звёзды, если речь идёт о ночных съёмках. Можно выделить пять типов естественного освещения в зависимости от положения солнца: день, золотой час, сумерки, синий час и ночь.
Дневной свет
Дневной свет считается самым неудачным для съёмки классического портрета. Резкие тени редко украшают лицо, а верхнее положение солнца усложняет поиск ракурсов: солнечный свет рисует модели синяки под глазами и некрасивую тень под носом. Ещё одна проблема — под прямым верхним солнцем люди часто щурятся и не могут открыть глаза.
Что с этим можно сделать? Не снимать людей в это время, если есть такая возможность. Если её нет — например, вы снимаете свадебную прогулку, которая никак по таймингу не ложится в другое время дня — с освещением обязательно придётся работать для достойного результата.
Первый вариант — уводить людей в глубокую тень домов или деревьев и снимать их там без прямого солнечного света. Второй — ставить модель спиной к солнцу, чтобы оно светило в затылок или хотя бы в бок, и перед ней использовать отражатель или вспышку. О тонкостях работы с отражателем мы писали здесь. О том, что лучше выбрать: отражатель или импульсный свет — вот здесь. Обзор хороших вспышек для работы под солнцем — здесь.
Для пейзажей дневной свет также не идеален: опытные пейзажисты рекомендуют не выходить на съёмку с 10 утра до 16 дня. Исключение — если погода подходящая: например, небо частично закрывают динамичные облака, создающие интересное освещение и смягчающие контраст.
Золотой час
Это время примерно за час до заката солнца. «Час» — понятие очень относительное: золотое время может длиться и четыре часа, и 20 минут — всё зависит от вашего местоположения и времени года. Определить золотой час можно при помощи солнечного калькулятора:
Для портретов золотой час — это лучшее время: солнце встаёт в то самое положение, которое идеально подходит для съёмки людей. Причём как их не крути, всё равно результат будет красивым. Солнце светит в лицо — отлично, атмосферный слегка верхний рассеянный свет. Светит сбоку — хороший верхне-боковой. Светит в спину — привет, мягкий контровик без провалов в выраженные силуэты.
Как снимать с таким светом? Ловить его и наслаждаться. Можно, как и в случае с дневным светом, поработать с отражателем: он поможет добиться эффекта выраженного контровика и проработанных объёмов, если вам сильно хочется. Но в целом это самый простой свет, с которым сложно получить плохие снимки. Главное — поймать его.
Золотой час очень хорош и для съёмки пейзажей и архитектуры. Для общих планов такой свет может оказаться даже слишком мягким, а вот для пейзажей с чётко считывающимся «главным героем» или понятной деталью он подойдёт идеально.
Сумерки и синий час
Когда солнце пересекает линию горизонта, свет существенно меняется. Сумерки занимают особенно короткий промежуток времени — полчаса сразу после заката и полчаса до восхода солнца. В это время можно поймать очень необычные кадры, но работать в сумерках сложно: свет меняется буквально каждую минуту. Меняется и уровень освещённости, и температура, поэтому стоит использовать автоматический баланс белого или постоянно его поправлять.
Сумерки — интересное время для съёмки пейзажей, пока прямых лучей на земле нет, но свет попадает на небо и облака.
На снимке выше используется длинная выдержка — это видно по размытой лодке и абсолютному зеркалу воды. Это типичная ситуация при съёмке в сумерках, когда света не слишком много. Поэтому в таких случаях стоит использовать штатив, чтобы избежать нежелательных смазов.
Сразу после сумерек (вечером) или перед ними (утром) идёт ещё одна фотогеничная фаза естественного света — синий час. Это время, когда небо ещё не совсем чёрное, поскольку ловит последние лучи солнца. Оно идеально подходит для ночных съёмок освещённых достопримечательностей, когда искусственный свет городов гармонично сочетается с насыщенным синим цветом неба. Как и золотой, синий час не длится ровно час и не приходит в определённое время.
Также в синий час начинается время астрофотографии. О том, как снимать звёзды, млечный путь, метеорные потоки и пейзажи с ними, читайте в этом материале.
Верхний, контровый, боковой и передний — как работать с естественным светом
В работе с естественным светом важно понимать и учитывать его направление, потому что изменить его также существенно сложнее, чем направление искусственного света.
Снимая портреты, мы можем в какой-то мере это контролировать — поворачивать модель в разные стороны и работать с отражателем. С пейзажами это физически невозможно — остаётся только проводить разведку локации и приходить снимать в нужное время суток.
По направлению свет можно разделить на несколько основных типов.
Передний свет. Прямой фронтальный свет, который светит за спиной фотографа, обычно не любят ни пейзажисты, ни портретисты. Тень снимающего, создающаяся таким светом, часто мешает съёмкам, да и в целом он делает картинку плоской.
Уместен передний свет может быть разве что в золотой час, когда за счёт мягкости и высоты солнца он становится более эстетичным.
Контровый свет. В съёмке и портретов, и пейзажей контровый свет — отличный инструмент, позволяющий добиться интересного и впечатляющего эффекта. Особенно красивый свет можно поймать с закатным солнцем.
Что касается пейзажей, контровый свет также позволяет создавать красивые графичные картинки. Единственный минус — потеря деталей у снимаемого объекта, однако есть два «но»: во-первых, современные камеры и RAW-конвертеры позволяют эти детали спасти, а во-вторых, она зачастую лишь лучше подчёркивает интересную форму объекта.
Можно держать в голове такую закономерность. Чем более свет мягкий (например, закатное солнце сквозь дымку), тем больше деталей будет на объекте. Чем более он жёсткий, тем ближе ваш кадр будет к силуэту.
Боковой свет. Боковое освещение — самый удачный вариант при работе с пейзажами. Низкие лучи восходящего или заходящего солнца, пересекающие кадр, отлично подчёркивают форму, текстуру и контур ландшафта. Тени создают чёткие формы, и каждая деталь — от маков на переднем плане до далёких гор за ним — хорошо считывается на фотографии.
Боковой свет годится и для портретов, но нужно следить за тенями на лице и при необходимости чуть поворачивать модель влево-вправо, чтобы свет падал на оба глаза и не делил лицо ровно напополам.
Рассеянный свет. Считается в принципе самым простым для съёмки, поскольку создаёт спокойное бестеневое освещение, которое не способно ничего испортить. О том, как работать с мягким рассеянным светом, можно почитать здесь.
Что касается пейзажей, такой свет хорошо подходит для съёмки высококонтрастных детализированных объектов, которым лишнее подчёркивание форм ни к чему, как, например, смешанного леса или каньона.
Съёмка в пасмурный день — это не сложно, но бывает скучновато. О лайфхаках, которые позволят получить классные фотографии в погоду, когда на небе тучи, читайте в этом материале.