Композиция — важная часть фотографии, понимание её правил позволяет существенно улучшить качество снимков. В композиции много разных нюансов, терминов и понятий, которые часто переплетаются между собой и вместе позволяют создать визуальную гармонию. В этом материале читайте о том, что такое открытая и закрытая композиция, как она связана с симметрией и динамикой в кадре, и как создавать разные виды композиций при съёмке портрета и пейзажа.
Что такое открытая и закрытая композиция
Открытая и закрытая композиция в пейзажах
Открытая и закрытая композиция в портрете: взгляды и позировки
Знать композицию очень полезно. Использовать на практике её правила — один из самых простых и доступных способов сделать ваши фотографии лучше. Композиционно интересные и грамотные снимки цепляют взгляд зрителя, помогают передавать смыслы. И самое приятное, композиция — штука очень демократичная. Применять её можно и снимая на простой смартфон, и на хороший фотоаппарат со светосильной оптикой.
Что такое открытая и закрытая композиция
Термины «открытая композиция» и «закрытая композиция» пришли в фотографию из живописи.
Закрытой называется композиция, когда глаз зрителя может моментально и без каких-либо сомнений определить и выделить главный объект. Суть закрытой композиции именно в этом — сконцентрировать внимание зрителя на одном главном объекте и не дать глазам никуда убежать.
Такие снимки часто про симметрию, устойчивость, статичность, законченность.
Это, кстати, совсем не значит, что главный объект должен быть непременно расположен в центре кадра. Он может быть смещён и вверх, и вбок. Или быть в углу. Главное, чтобы он быстро считывался.
Закрытая композиция применяется в разных жанрах фотографии. Она характерна для портретов и пейзажей, стрит-фотографии и натюрморта.
Открытая композиция — это, наоборот, набор приёмов, задача которых заставить взгляд зрителя двигаться и скользить по снимку. Если фотографию интересно разглядывать, скорее всего, перед нами пример открытой композиции.
Открытая композиция — это про динамику, движение, даже если в кадре нет ничего движущегося. Звучит всё это немного абстрактно, дальше посмотрим на примерах и разберём оба типа композиции подробнее.
Открытая и закрытая композиция в пейзажах
Очень распространённый приём для создания закрытой композиции — рамки. Использовать любые естественные или искусственные рамки — простой способ акцентировать главный объект. Например, это может выглядеть вот так:
Фрейминг — вообще очень распространённый композиционный приём, который используется не только при съёмке пейзажей, но и в портретной, свадебной и стрит-фотографии. Больше информации о нём вы найдёте в этом материале.
Закрытая композиция часто бывает симметричной. Это необязательно, но в целом они похожи. Симметрия создаёт ощущение статичности, устойчивости и постоянства, и закрытая композиция тоже про это. О том, как работать с симметрией и когда её стоит намеренно разрушить, читайте в этом материале.
Что касается открытой композиции, в пейзажах для её создания очень часто используют ведущие линии. Посмотрим, например, на такой пейзаж с человеческой фигурой.
Казалось бы, главный объект чётко выделяется — это мужчина на переднем плане. Но не всё так просто. Линия дороги практически сразу утягивает взгляд на горы вдали, создавая динамику и делая композицию открытой.
Причём обратите внимание, что поза человека достаточно спокойная, а то, что он идёт, а не стоит, понятно без каких-либо дополнительных подсказок. Если показать эту фотографию неподготовленному зрителю и спросить, что здесь происходит, он, скорее всего, скажет что-то типа «человек идёт в горы». В этом сила ведущих линий — создавать динамику.
Если рассмотреть менее очевидный пример, можно найти ещё ряд других интересных закономерностей.
В этом случае помимо линий (дома всё же немного уходят в перспективу, образуя сходящиеся линии) используется другой приём, помогающий создать динамику — автор снимка срезает дома по краям. Дома — штука довольно ритмичная, часть их уходит за край кадра, и наш мозг совершенно автоматически начинает дорисовывать срезанное. Таким образом динамику можно добавить в статичное изображение при помощи кадрирования.
Открытая и закрытая композиция в портрете: взгляды и позировки
С закрытой композицией всё довольно просто. В портретной фотографии она встречается достаточно часто по одной простой причине. Взгляд в кадр чаще всего создаёт закрытую композицию, поскольку ничто так не удерживает внимание зрителя, как человеческие глаза, направленные на него.
Этот эффект можно рассеивать с помощью линий, ведущих в сторону, или усиливать при помощи рамок. Например, на снимке ниже рука матери образует рамку вокруг ребёнка, ещё сильнее акцентируя на нём внимание.
Этим приёмом с глазами, только в обратную сторону, пользуются в рекламной и особенно каталожной съёмке. Обратите внимание, что модели, демонстрирующие одежду или украшения, почти никогда не смотрят в кадр. Это делается умышленно, чтобы потенциальный покупатель смотрел на товар, а не на девушку в кадре.
Один из самых распространённых приёмов, которые используются, чтобы создать открытую композицию в портрете — ведущие линии. О том, что это такое и как с ними работать в целом, можно почитать в этом материале.
Самый канонический, сферический в вакууме пример — это крупный или поясной портрет со взглядом не в камеру.
Ведущие линии могут, кстати, работать и на открытую и на закрытую композицию. Посмотрим, например, на такой, очень классический, сюжет, без которого вообще сложно представить себе съёмку love-story.
Взгляды влюблённых — яркий пример использования ведущих линий в композиции. Ведущие линии направляют взгляд зрителя. По идее, это должно относить композицию этого снимка к открытой, но не всё так просто. Взгляды людей упираются друг в друга, и таким образом они вдвоём образуют один главный объект, который фиксирует глаза зрителя на себе. Таким образом, эта композиция получается спокойной, устойчивой и определённо закрытой.
Посмотрим на другой снимок. Он похож и по сюжету, и по крупностям.
То же самое касается и позировок моделей. Посмотрим на два снимка ниже. Направленный вверх взгляд и раскрытая поза на правом снимке создаёт динамику и отправляет взгляд зрителя путешествовать по потолку, а опущенные глаза и сведённые плечи на втором фото замыкают внимание на цветочном горшке в руках модели.