В общем представлении людей креативность — это умение генерировать новое. Но в мире, где всё уже было придумано до нас, не нужно изобретать колесо заново — важнее вдохновляться окружением и смешивать полученные впечатления.
Воображение и творчество — это не попытка создать то, чего никогда не было в реальности, а лишь интерпретация прошлого опыта. Именно поэтому начинающим дизайнерам, фотографам, видеографам и художникам старшие коллеги твердят о насмотренности. Чем больше у автора в голове картинок, образов и смыслов, чем шире кругозор, тем богаче его визуальная библиотека. Это можно сравнить с изучением алфавита ребёнком: сколько слов он составит из 3 букв и сколько — из 33?
Рассказываем, где фотографу искать вдохновение: как с пользой ходить в музеи, как вдохновляться живописью и какие приёмы можно позаимствовать у художников для собственных фотографий.
Вдумчиво изучайте экспозицию
Прислушивайтесь к своему чувству вкуса
Попробуйте арт-медиации
Записывайте идеи и впечатления
Копируйте художников
На что смотреть фотографу в музее — чек-лист
Вдумчиво изучайте экспозицию
Ходите по музею неторопливо — не стремитесь обежать галопом 5 этажей и 20 залов за одно посещение. Пытаясь быстро осмотреть все выставки, чтобы «окупить билет», вы не выносите из них ничего ценного, устаёте и превращаете поход за вдохновением в бессмысленную утомительную пытку.
Как правило, при тщательном изучении каждого зала, каждой картины пресыщение и усталость наступают через час-полтора. Дальше процесс больше похож на просмотр надоевшего сериала, который хочется закончить «для галочки».
Проверьте сами: гораздо больше пользы и смысла в музее вы получите, если пройдёте пару залов и вернётесь через несколько недель или месяцев. Если вы не хотите тратить много денег, выбирайте бесплатные экспозиции, либо купите абонемент, позволяющий посещать музей хоть каждый день.
Прислушивайтесь к своему чувству вкуса
Совет отчасти вытекает из предыдущего. Как не нужно насильно исследовать каждый уголок выставки за раз, так и не стоит заставлять себя изучать работы, которые не резонируют с вами или просто вам неприятны.
У каждого человека свой вкус, у каждого фотографа свой стиль. Если вы тяготеете к минимализму и спокойным цветам, вас едва ли зацепят яркие краски. Если работа не привлекает, незачем тратить на неё время — это нормально.
Даже искусствоведы советуют легко пропускать то, на что не падает взгляд. Зачем смотреть на абстрактные тревожные картины, если сейчас вас тянет на романтические портреты, где настроение героя прослеживается не в мимике и позе, а в окружающем его пейзаже? Те произведения искусства, которые как-то откликнутся в вас, вызовут больше эмоций и включат вашу фантазию.
Это касается и интерпретаций картин, поиска в них смыслов. Конечно, искусство проще понять, если вы знакомы с эпохой, стилем, биографией автора. Но важно, чтобы этот процесс вызывал интерес, а не скуку.
Взаимодействовать с искусством можно на разных уровнях. Можно анализировать чужой опыт, пытаться понять непосредственно автора, а можно углубиться в свои чувства, своё отношение к произведению. Особенно это касается современного искусства, где художники приглашают зрителя к соавторству: нет правильной и неправильной трактовки — есть только индивидуальные эмоции каждого.
Попробуйте арт-медиации
Возможно, вас так вдохновит кубизм, что вы сами загоритесь желанием узнать весь контекст этого течения. Но можно пойти более простым путём: ходите в музей с друзьями, коллегами-фотографами или записывайтесь на арт-медиации. Так вы можете обсудить увиденное с другими, почерпнуть новые смыслы и разглядеть детали, которые не увидели бы самостоятельно.
Арт-медиации — это интерактивные экскурсии, где искусствовед или экскурсовод обсуждает увиденное с группой, а не даёт сухую биографическую справку. Это отличный формат для детей и незаинтересованных в музеях людей, который также подойдёт и творческим личностям, желающим вдохновиться искусством.
Записывайте идеи и впечатления
В картине может вдохновить всё, что угодно: реквизит, оформление локации, поза, цветовая гамма или освещение. Иногда достаточно просто сфотографировать произведение, чтобы запомнить, что вас впечатлило, но лучше пойти дальше.
Создайте заметку в телефоне: прикрепляйте к ней фотографию и кратко записывайте эмоции, мысли и понравившиеся детали, которые хотите применить в своём творчестве. Если просто оставить работу в галерее телефона, то уже через пару месяцев первое впечатление от неё исчезнет из памяти, а нюансы сотрутся. Также полезно фотографировать название картины и имя художника, чтобы в будущем прочитать про него побольше и вдохновиться другими его произведениями.
Копируйте художников
В начале пути художники не пишут ничего без референса — они копируют рисунки из пособий. Например, они не рисуют сразу ухо, а смотрят на схематичное изображение уха, составленное из малых форм. Они сначала изучают его анатомию и только потом пытаются воспроизвести реальность, срисовывая с гипсовой головы или натуры. Живописцы-новички копируют произведения известных художников, чтобы прочувствовать процесс и развить навыки.
В фотографии то же самое. Попробуйте повторить референс дословно, сделать оммаж. Это не просто отличное упражнение для новичка — это долгоиграющий тренд в фотографии, которым не гнушаются ни журналы моды, ни бренды в своих рекламных кампаниях.
Уровень повыше — не просто бездумно повторить, но интерпретировать: привнести своё видение, поменять некоторые элементы. Конечно, вы можете сразу начать со сложного, но, если гениальная идея не рождается сразу, вернитесь к копированию и референсам. В любом случае придётся задумываться над позой, композицией, цветом, светом, локацией и реквизитом, что уже едва посильная задача для начинающего.
На что смотреть фотографу в музее — чек-лист
— Цвет. Возможно, нет смысла повторять каждый элемент в точности, но постарайтесь зафиксировать и обозначить основные цвета, их насыщенность, оттенок, сколько пространства занимают на холсте, а после попытайтесь перенести палитру на фото. Вы можете найти схему цвета по Иттену, либо обратить внимание на акцентные цвета картины. Они ярче других, но занимают на холсте мало места, выделяясь насыщенностью, а не количеством.
— Композиция. Обратите внимание, в вертикальном или горизонтальном формате картина, сколько места на ней отведено человеку или объекту. Возможно, всё внимание сконцентрировано на портрете. Может, в картине много пустого пространства, либо фон прорисован настолько детально, что привлекает к себе столько же внимания, сколько и центральная фигура. Главное — фиксировать как можно больше деталей, а также стараться понять, почему автор выбрал именно их. Живопись — это не фотография, где произведение можно создать, случайно нажав пальцем на кнопку затвора — у художника есть время продумать каждый элемент.
Читайте также:
Композиция в фотографии — 5 необычных правил, улучшающих кадр
— Поза. Галерея или музей — настоящая находка для фотографа, у которого проблемы с позированием. Здесь можно подсмотреть всё: крупность плана, эмоцию, поворот головы и, самое главное, положение рук, с которыми постоянно мучаются и начинающие фотографы, и люди в кадре.
— Фон. Насколько задний план активный и яркий, какой интерьер окружает героя на картине — черпайте идеи из всего. Вы можете украсить свою фотографию пастельными драпировками, которые будут наслаиваться друг на друга. А можете отказаться от проработки фона, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на психологическом состоянии героя.
— Особенности жанра и эпохи. Здесь просто внимательного изучения произведений может быть мало. Придётся читать литературу, слушать лекции, чтобы разобраться в особенностях направления. Например, в романтизме переживания героя передаются через окружение. Ранний Ренессанс отличается плоскостью фона и фигур, чересчур экспрессивными позами и выражениями лиц, сюжетностью картин. Импрессионизм — попытка поймать мгновение, пусть даже несовершенное, где автор фокусируется на неуловимых эмоциях и движении. Познакомившись, например, с импрессионизмом, можете потом объяснять, что размытые и смазанные элементы фотографии — это не брак, а фича.