Сделать съёмку интересной — задача, которая часто встаёт перед фотографами. Особенно если надоело снимать классику. Один из вариантов добиться необычного результата — использовать маски гобо. Это специальные насадки на источники света, которые позволяют изменить форму светового луча, чтобы получать очень необычные снимки. В этом материале разберёмся, какие бывают маски гобо и как с ними работать.
Что такое маски гобо
Как снимать с масками гобо
Какие бывают маски гобо
Идеи для съёмки с масками гобо
Что такое маски гобо
Маски гобо — это модификатор света, который позволяет создавать на снимках узоры из света и теней. Название звучит интересно и загадочно, словно это имя создателя, жившего в XIX веке. Но на деле всё гораздо прозаичнее. Гобо расшифровывается как GOes Before Optics, то есть это нечто, что находится между источником света и объектом съёмки.
Маска гобо — это трафарет, который вставляется в источник света, изменяя форму светового луча. Этот луч может превращаться в идеальный круг, в узкую полосу, в сердечки — в зависимости от формы отверстия на трафарете.
По интернету бродит большое количество советов на тему, как сделать гобо своими руками и какими предметами можно заменить маски. Чаще всего вспоминают дуршлаг и втулку от туалетной бумаги.
С дуршлагом или втулкой можно, конечно, поэкспериментировать, но есть большие шансы, что результат будет гораздо менее впечатляющим. Дело в том, чтобы свет не рассеивался и чтобы получались чёткие границы света и тени, нужен не только предмет с отверстиями подходящей формы, но и оптическая насадка. По этой же причине не стоит думать, что подобного эффекта можно добиться, просто используя фонарик и куски картона с дырками.
Оптическая насадка с линзой Френеля поможет сфокусировать свет и сделать контур резким.
Если резкость не важна, конечно, можно снимать и с втулкой. Но вот более прихотливых узоров света, чем просто размытый круг, добиться точно не удастся.
Как снимать с масками гобо
Как мы уже говорили, для работы с гобо понадобятся маски, оптическая насадка и студийной источник постоянного света. Студийный — потому что чаще всего у насадки для гобо с креплением Bowens гораздо более распространены. Постоянный — потому что с ним просто удобнее работать. Так в режиме реального времени можно видеть рисунок, который создаёт маска. Можно снимать и с импульсом, просто не так удобно.
Оптическая насадка устанавливается на источник света так же, как шторки или соты. Осталось выбрать подходящую маску и установить её в оптическую насадку.
После этого нужно сфокусировать свет, чтобы рисунок теней был таким, как вам нужно. Поворачивая фокусировочный рычаг, можно добиться очень резкой границы или сделать очертания теней размытыми.
Дальше можно работать так же, как обычно при использовании постоянного света.
Минутка техники безопасности: меняя маски, будьте осторожны. Свет, усиленный линзой, может сильно нагреть маски. Их обычно делают из тонких металлических пластинок, которыми легко обжечься. А если источник света старый или очень мощный и греется сильно, лучше делать паузы, чтобы дать лампам остыть и случайно не устроить пожар.
Какие бывают маски гобо
После того, как основная техника работы освоена, наступает самый интересный и творческий этап — выбор и смена масок.
Есть классические варианты, которые входят в базовый комплект практически к любой оптической насадке. Это маски, имитирующие тени от окна и жалюзи. Их применяют для создания не менее классических сюжетов.
Создавать такие картинки с масками гобо проще, чем при работе с естественным светом. Вы не зависите от солнца — снимать можно и днём, и вечером. Ещё один большой плюс — вы можете менять направление света и его интенсивность так, как это необходимо для конкретного сюжета.
Ещё две классические маски, которые также обычно входят в любой базовый комплект — это круг и узкая щель. С их помощью получают подобные сюжеты.
Встречаются большие комплекты масок гобо разных форм — включая разные полоски, геометрические узоры, кружочки, сердечки и звёздочки, ветки деревьев (чтобы можно было имитировать их тени) и тому подобное. Бывают и относительно небольшие и бюджетные наборы — на пять-шесть штук, которые также помогут разнообразить снимки.
Идеи для съёмки с масками гобо
Попробуйте снимать лаконичные графичные чёрно-белые снимки. Такие сюжеты — сферический конь в вакууме в случае с масками гобо. Они привлекают внимание своим строгим минимализмом.
Экспериментируйте с направлением света. Световое пятно, пропущенное через гобо, можно проецировать не только на стену. Интересно смотрятся снимки, когда круг нарисован на полу, а модель сидит или стоит в нём.
Усложняйте схему, если чувствуете уверенность. Источник с маской гобо может быть не единственным в схеме света. Параллельно можно использовать второй — например, с цветным фильтром или просто подбивающий тени и делающий их не настолько глубокими.
Попробуйте добавить цвета в свои кадры. Маски гобо можно комбинировать с цветными светофильтрами — очень интересно получается. Причем подкрашивать можно и источник света с маской, и использовать дополнительный источник с цветным светом.
Съёмки с гобо и цветным светом часто путают со съёмками с проектором. Но это технологически разные вещи, хотя они и дают схожий сюрреалистический эффект.
Маски гобо создают рисунок исключительно при помощи света и тени, проектор высвечивает изображение и с цветом, и со светом. Гобо по сравнению с проектором более графичны и минималистичны. Ещё одно различие — проектор не способен создать тень, поскольку в его конструкции её просто нечем отбрасывать. Так что если нужны тени, а не просто интересные картинки на фоне, нужны всё-таки маски гобо.
Читайте также:
Как фотографировать с цветным светом: 7 советов для новичков
Как фотографировать с проектором — нюансы работы и настройки техники
И последний момент. Используйте маски гобо умеренно — обычно два-три подобных снимка в серии вызывают вау-эффект, а вот серия, построенная исключительно на работе с масками, может оказаться однообразной.