К фоторепортажу можно отнести очень многие виды съёмки: это может быть и съёмка спорта, и свадебная фотография, и репортаж с открытия выставки, и даже фотоотчёт о детском утреннике в школе. В этом тексте расскажем о том, с чем может столкнуться фотограф при съёмке фоторепортажа и какая аппаратура понадобится для решения возникающих задач.
Спортивный фоторепортаж
Практически любой спортивный репортаж (если, конечно, это не шахматный турнир) потребует коротких выдержек, хорошего автофокуса и серийной съёмки. Во времена зеркалок только дорогие репортажные камеры могли похвастаться высокой скорострельностью и большим объёмом буфера, подходящими для серьёзного спортивного репортажа. Например, дорогой топовый Nikon D5 умел снимать 12 к/с с автофокусом, Nikon D6 — 14 к/с, а буфер у них вмещал до 200 кадров в RAW.
Современные беззеркалки даже в среднем ценовом диапазоне обладают похожими параметрами: Sony A7 IV снимает 10 к/с с практически неограниченной длиной серии, а Canon EOS R6 Mark II снимает 12 к/с с механическим затвором (и до 40 к/с с электронным) и вмещает в буфер до 140 сжатых RAW-файлов. Так что даже не самой дорогой современной камеры вполне хватит для большинства задач спортивного репортажа.
Что касается объективов, то в большинстве случаев при съёмке спорта используются телевики — от классического 70-200/2,8 до длинных и дорогих светосильных объективов с фокусным расстоянием 400 и 600 мм. Впрочем, если снимать днём на улице, вполне приличные снимки можно получить и на более тёмные объективы — например, Sigma 100-400mm F/5-6.3. А иногда нелишним будет и фишай: с его помощью можно вместить в кадр весь стадион или снять спортсменов с нижней точки.
Чтобы получить красивые кадры со спортивного фоторепортажа, стоит заранее осмотреть место съёмки и наметить удачные точки для съёмки. Например, лыжники и бегуны хорошо смотрятся на подъёме в горку — с верхней точки можно получить выразительные фото больших групп спортсменов, а сами они замедляются на подъёме и их проще поймать в фокус.
Есть виды спорта (например, фехтование), в которых решающий момент занимает доли секунды, а увидеть или предугадать его непросто. Чтобы поймать нужный кадр, есть два способа. Во-первых, можно включить самую быструю серию и снимать сотни кадров, надеясь, что флешка не закончится в самый неподходящий момент. Во-вторых, можно воспользоваться функцией предварительной съёмки в буфер без записи кадров на флешку, которая есть в некоторых камерах. Называться она может по-разному: у Olympus это Pro Capture, в камерах Fujifilm — PreShot, у Canon — PreRec. Если включить эту функцию, при полунажатии на спуск камера будет постоянно снимать и держать в буфере 20-30 кадров, а после полного нажатия на кнопку запишет последние отснятые кадры на карту.
Репортажная съёмка в театре и на концерте
При съёмке театральной постановки или концерта классической музыки одна из основных задач фотографа — не мешать актёрам, музыкантам и зрителям. А значит, вспышку использовать нельзя, да и щёлканье затвором лучше свести к минимуму. Впрочем, подавляющее большинство беззеркальных камер и многие современные зеркалки (например, Nikon D780) умеют снимать абсолютно бесшумно, используя электронный затвор. Главное — не забыть заранее его включить.
Вторая проблема, с которой можно столкнуться — свет. Его может быть мало, он может быть очень контрастным (ярким на героях и тусклым в других точках сцены) или очень быстро меняться. В таких условиях даже экспозамер современной камеры может запутаться, и снимки легко могут оказаться как недоэкспонированными, так и пересвеченными.
Поэтому снимать лучше всего в RAW-формате, а при съёмке проверять гистограмму и при необходимости ввести отрицательную экспокоррекцию, чтобы не допустить сильных пересветов: в большинстве случаев при обработке можно извлечь детали из недосвеченных участков фото, а вот пересвет на пару ступеней чаще всего приведёт к полной потере деталей в светах. А если у вас продвинутая камера Nikon (например, Nikon Z6 II), стоит воспользоваться режимом экспозамера с приоритетом цветов: в нём камера самостоятельно регулирует экспозицию так, чтобы не допустить пресвета на самых ярких участках.
Объектив для такой съёмки стоит брать достаточно длинный, чтобы можно было снять происходящее на сцене. Тёмный телеобъектив или универсальный зум подойдут, если вы снимаете статичное действие: в этом случае можно использовать относительно длинные выдержки, 1/50 —1/100 секунды, и снимать на тех значениях ISO, при которых камера шумит не слишком сильно. Для полнокадровой камеры это ISO 3200 или даже 6400, а вот на кропе выше 3200 значение ISO поднимать не стоит. Для съёмки балета лучше подойдёт светлый телеобъектив (например, Canon EF 70-200 F2.8L) — он позволит использовать более короткие выдержки при тех же значениях ISO.
Что касается рок-концертов и клубных вечеринок, свет у них может быть ещё более непредсказуемым: цветные прожекторы, стробоскопы и дым-машины создают атмосферу на концерте, но сильно затрудняют съёмку. Здесь стоит включить серийную съёмку, а дома при отборе фотографий уже выбрать самые интересные по свету и экспозиции.
На концертной съёмке не стоит забывать о технике безопасности и обращать внимание не только на картинку в видоискателе, но и на то, что происходит вокруг. Плящущие и прыгающие зрители могут случайно задеть и сломать камеру или выбить её из рук фотографа. А если для спецэффектов используются лазеры, стоит быть особенно внимательным: при попадании на матрицу луч лазера может повредить её, оставив выжженное пятно.
Так что, если хочется поснимать концерт для себя, возможно, не стоит брать с собой самую новую камеру и дорогие объективы и рисковать ими. А если это коммерческий фоторепортаж, стоит снимать из специальных огороженных мест для фотографов и прессы — фотопита, если он есть. Время, на которое фотографов пускают в фотопит, зависит от организаторов и артистов — это могут быть три песни, а может — целый концерт. В любом случае важно быть особенно внимательным: даже самый выгодный заказ на съёмку редко приносит столько денег, чтобы хватило на новый комплект аппаратуры.
Репортажная съёмка на свадьбе
Свадебному фотографу тоже приходится иметь дело с классическим фоторепортажем. Это могут быть как отдельные моменты торжества (обмен кольцами, поздравления, танцы, разрезание торта), так и весь день целиком, если молодожёны не любят позировать и хотят праздновать, не отвлекаясь на постановочную съёмку.
Основное отличие аппаратуры для свадебного репортажа в том, что в нём редко используются телеобъективы. Для большинства задач хватит стандартного штатного зум-объектива 24-70/2.8. Можно использовать и фикс — например, любимый многими свадебными фотографами 35/1.4 с высокой светосилой и качественным размытием фона.
Вспышку в свадебном репортаже использовать можно, но с осторожностью. В ЗАГСе с помощью направленной в потолок накамерной вспышки можно получить более мягкий свет, а на улице её можно использовать для заполнения теней при съёмке с резким солнцем. А вот при съёмке в тёмном помещении (банкет, танцы, вынос торта) лучше использовать несколько вспышек на стойках по углам зала. Это могут быть как накамерные вспышки с синхронизатором, так и аккумуляторные моноблоки, которые быстрее перезаряжаются и дают более яркий свет.
Отдельно отметим съёмку венчания в церкви: даже если вспышку разрешат использовать, её лучше не включать. От потолка отразить её вряд ли получится, а прямая вспышка «в лоб» убъёт всю атмосферу. Даже если в церкви темно, лучше воспользоваться светосильным объективом и поставить ISO повыше.
Снимая свадебный репортаж, не стоит сосредотачивать всё внимание только на молодожёнах. Часто начинающие фотографы так бояться упустить что-то важное, что снимают только жениха с невестой, и свадебный фотосет на 99 % состоит их портретов, крупных и не очень. Время от времени стоит посмотреть, что происходит вокруг, и снять эмоции гостей, радующихся родителей и общую атмосферу праздника.
Съёмка конференций, лекций и семинаров
Пожалуй, это один из самых скучных видов фоторепортажа — особенно, если это выступление лектора перед молча сидящей и пишущей публикой. Главная задача фотографа в такой съёмке — вовремя остановиться и не снимать несколько сотен однотипных кадров. В большинстве случаев хватит 10-15 хороших кадров: общее фото зала, фотографии спикера разной крупности, несколько снимков слушателей.
Если помещение светлое, для съёмки подойдёт практически любая не очень старая камера. Любительской кропнутой зеркалки с китовым зумом будет вполне достаточно. Если же в зале темно, а за спиной выступающего экран проектора, может понадобиться аппаратура посерьёзнее. Например, полнокадровая беззеркалка и вспышка к ней.
Читайте также:
Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке