Не каждый фотограф — опытный ретушёр и мастер цветокоррекции. Не каждый фотограф в принципе хочет после каждой фотосессии сидеть часами за Фотошопом или Лайтрумом, в итоге потратив в разы больше времени на ретушь, чем на саму съёмку.
Этот текст для тех, кто хочет делать тонирование на фотографии сразу в студии, а не на постобработке с помощью пресетов. В нём семь советов о том, как затонировать фото без Фотошопа.

Поставьте перед объективом гелевый фильтр
Вообще гелевые фильтры или цветные фильтры — это полупрозрачные плёнки, которые крепятся на источник света. В зависимости от цвета и напыления они выполняют различные функции: окрашивают свет, меняют цветовую температуру, рассеивают и ослабляют поток света, делая кадр темнее.
Но в данном случае цветные фильтры используются нестандартно. Их не нужно надевать на моноблок или внешнюю вспышку — вместо этого фильтр помещают перед объективом и фотографируют модель через него. Причём фильтры подойдут любые: и пластмассовые листы для вспышек, и насадки на рефлекторы. Это хорошее решение для творческих съёмок, продуманных заранее креативных портретов.

Лайфхак: если хотите окрасить сцену сразу в несколько цветов, разрежьте разные гелевые фильтры и склейте их прозрачным скотчем в единый лист.
Читайте также:
Свет для накамерных вспышек — модификаторы
Как фотографировать с цветным светом: 7 советов для новичков
Поменяйте цветовую температуру LED-источника
Обычно фотографы гонятся за «правильным», то есть максимально приближенным к реальности, балансом белого: применяют серые и белые карты или выставляют настройки на глаз, стараясь добиться естественности цветов. Но тонирование — это навязчивый, ощутимый цвет, который определяет характер и атмосферу целой фотографии, поэтому в данном случае правило можно и нужно нарушать!
Забудьте, что вас учили делать цвета реалистичными. Белый не обязательно должен быть чисто-белым, а цвет кожи — выверенным по цифрам. Возьмите постоянный LED-свет с функцией регулирования цветовой температуры и намеренно выставите на нём неестественно высокое или низкое значение. Все цвета на фотографии тут же изменятся: они станут либо синеватыми и мрачными в холодном освещении, либо оранжеватыми и солнечными в тёплом.

Экспериментируйте с настройками баланса белого
У каждой камеры есть стандартный набор режимов баланса белого. Список примерно следующий, но он может чуть меняться в зависимости от фирмы фотоаппарата: дневной свет, тень, солнечная погода, облачность, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка. Считается, что если выбрать подходящую под условия освещения сцены настройку, то вы получите правильный баланс белого.
Забудьте это правило и нарушьте его: посмотрите, как меняется кадр в различных режимах, и выберите тот, который даёт самую необычную тонировку. Кстати, интересный эффект получится, если к «неправильному» режиму съёмки добавить ещё и внешнюю вспышку.

Фотографируйте через цветной предмет
Снимок можно тонировать даже подручными средствами, не касаясь специального фотооборудования и настроек камеры. Для этого просто найдите любой полупрозрачный цветной предмет: полиэтиленовый пакет, цветное стекло, ткань.
Но учтите: помимо изменения цвета могут случиться и другие искажения. Например, кадр почти гарантированно станет темнее, может появиться засветка, могут нарушиться пропорции, исказиться прямые линии, появиться лишние отражения, если фотографировать через дно цветной бутылки или неровное стекло.

Направьте цветной свет на сцену
Нужно перекрасить фотографию в один или несколько цветов — неважно. Чтобы ваша задумка получилась, возьмите несколько рефлекторов или конусов с цветными фильтрами.
Этот способ отличается от первого тем, что даёт вам большую свободу: можно окрасить фон в красный цвет, модель — в голубой, а контровик сделать оранжевым. Получается, на фотографию можно добавлять сразу несколько оттенков, миксовать их, чтобы добиться интересных контрастных сочетаний. Для такого эффекта гелевые фильтры нужно крепить не на объектив, а на конкретный источник света.

Наденьте на объектив градиентный или температурный фильтры
Фильтры — это круглые стёкла, которые накручиваются поверх объектива. Существует множество видов фильтров для объективов: градиентные, температурные, защитные и так далее. Все они выполняют свои особенные функции: уменьшение отражений, защита линзы от повреждений, отсечение солнечных лучей.
Конечно, большинство фотографов использует их для достижения реалистичной цветовой температуры, а с помощью градиентных фильтров, например, они усиливают цвет дневного голубого или закатного тёплого неба. Но, как и с любым другим оборудованием, эти фильтры также можно использовать не по прямому назначению — не выправлять или усиливать цвет фото, а изменять его.
Ищите цвет вокруг себя
Тонировать фотографию и объекты на ней можно с помощью любого цветного света. Это может быть неоновая вывеска на улице, отблески огня у костра, лампы накаливания в крафтовом баре, умная LED-лампа, которую можно вкрутить в любой светильник дома, чтобы затем управлять ей с помощью приложения на смартфоне.

Тёплое закатное солнце тонирует так же эффективно, как и «заваленный» баланс белого. То же самое можно сказать и про, например, съёмку в синий час — короткий момент после заката или перед восходом. Красивый естественный свет даёт отличную кинематографичную картинку. Даже если снимать под листвой в солнечный день, вы получите зеленоватые оттенки на фотографиях, что тоже может являться вариантом тонирования.
Читайте также:
Естественный свет: каким он бывает, как работать с разными типами