• Виктория

Гибкое зеркало для фотосъёмки: как пользоваться, схемы света

Многие спецэффекты на фотографии вы можете создать и без Фотошопа, используя дополнительное оборудование прямо во время съёмки. Это делает фотосессию интересней и для фотографа, и для клиента: вы сразу же показываете заказчику крутые исходники, а не объясняете, как кадр будет выглядеть после обработки. Это также экономит время: лучше один раз выделить полчаса на подготовку к съёмке, чем потом тратить гораздо больше времени на ретушь каждого снимка отдельно. 

Гибкое зеркало — один из примеров такого оборудования. Рассказываем, как с помощью гибкого зеркала можно получить световые блики и эффектные разводы на фотографии без лишних усилий.

Гибкое зеркало — идеальный реквизит, который должен быть в каждой фотостудии / Фото: Елизавета Чечевица

Гибкое зеркало — что это такое

Гибкое зеркало — это упругий лист, сделанный из смеси поликарбоната и стекловолокна. Он покрыт отражающим материалом, из-за которого и получил такое название. 

Особенности гибкого зеркала для фотографии

  • Безопасность. Такие зеркала не разобьются ни при каких условиях, даже если их уронят или на них наступят. Если с ними неаккуратно обращаться, они могут поцарапаться, но на качество финального результата это не влияет.
Даже поцарапанное гибкое зеркало отлично выполнило свою задачу и дало нужные белые блики на фоне / Фото: Елизавета Чечевица, ретушь: Алина Сердюк
  • Удобство в перевозке. Гибкое зеркало можно скрутить в рулон и взять с собой на выездную фотосессию.
  • Небольшой вес, особенно в сравнении с привычным зеркалом. Мы сравнили два зеркала примерно одинаковых размеров: гибкое зеркало 150х50 сантиметров весит 0,85 кг, а обычное зеркало 110х50 сантиметров — 10 кг. Первый экземпляр удержит любой ассистент и любая стойка, а для второго придётся искать ассистента-бодибилдера. 
  • Гибкость. Его можно скручивать, сворачивать, сгибать под любым углом — и эффект от зеркала будет постоянно разным.
  • Дешевизна. Редкая ситуация, когда оборудование для фотографии по-настоящему доступно в цене. За минимальную сумму у вас будет инструмент, позволяющий реализовать множество творческих экспериментов. 

Съёмка с гибким зеркалом

Прежде чем узнать, как пользоваться гибким зеркалом, нужно понять, где этот эффект вообще уместен. Гибкое зеркало полезно в первую очередь для креативной фотографии. Его используют в фэшн-фотосессиях, имиджевой предметной съёмке, где нужно не просто показать товар на маркетплейсе, а сфотографировать его «рекламно». Ниже — приёмы и схемы света для работы с гибким зеркалом на фотосессиях.

Гибкое зеркало впишется в любой портрет с творческим клиентом-эстетом — только покажите ему референс, и он будет моментально в восторге / Фото: Елизавета Чечевица

Как снимать с гибким зеркалом

Во-первых, гибкое зеркало может быть красивым зеркальным фоном: оно эффектно переливается серебряными бликами и создаёт причудливые отражения объекта на заднем плане. В таком случае зеркало ставят за моделью или объектом. Главное — угадать с размером: обидно запланировать ростовой портрет с зеркальным фоном, чтобы модель потом на него не поместилась.

Представленные в большинстве фотостудий гибкие зеркала подходят либо для предметной съёмки, либо для крупного, максимум погрудного, портрета. Но важно помнить: для многих студий гибкие зеркала всё ещё в новинку! Уточняйте, есть ли у них такой реквизит и сколько стоит его аренда. Несмотря на дешевизну материала, не все студии позволяют его использовать бесплатно. 

Во-вторых, гибкое зеркало можно использовать как источник бликов на фотографии. Это самый распространённый метод: он создаёт на изображении интересные световые пятна, кляксы и линии. 

Чтобы гибкое зеркало дало блики, на него нужно направить свет. Какую бы схему света вы ни выбрали для съёмки, добавляйте к количеству источников в ней ещё один для гибкого зеркала.

Ярко-красные блики — это работа гибкого зеркала, на который светит рефлектор с красным фильтром / Фото: Елизавета Чечевица

Следите обязательно, чтобы свет падал именно за гибкое зеркало: так отражения будут наиболее интенсивными. Кроме того, фотографировать нужно на близкой к максимальной мощности источника: чем сильнее свет, тем ярче отражения. Но не ставьте мощность света на максимум, так как многие фотостудии запрещают это и штрафуют нарушителя, если ловят его. 

Где и как размещать гибкое зеркало — это исключительно творческое решение фотографа. Его можно класть на пол, подвешивать на стойки, скручивать, выгибать или облокачивать на стулья и тяжёлые штативы, чтобы частично его приподнять. Если разместить зеркало перед моделью и фоном, то оно будет бликовать сразу на всю сцену — если положить его за моделью, эффект упадёт только на фон.

Ещё вариант — поставить или положить модель на зеркало, как на коврик для йоги. Интересное решение, но не всем эстетически приятен вид прямоугольного куска пластика на полу в кадре / Фото: Елизавета Чечевица

Чаще всего с гибким зеркалом снимают на белом фоне или белой циклораме: они создают чистый задний план, на котором хорошо видны блики. 

Гибкое зеркало по умолчанию даёт блики такой же цветовой температуры, какой светит на него лампа. С импульсным светом это будет скорее нейтральный белый цвет, а вот если вы используете меняющий цветовую температуру led-свет, то можно получить и тёплые, и холодные отблески. 

Читайте также:
Постоянный свет: лучшие led-панели

Если нужны цветные блики, надевайте на источник света, падающий на гибкое зеркало, цветные фильтры — их всегда можно попросить у администратора студии. Это могут быть и простые цветные плёнки, которые крепятся на скотч к моноблоку, и тонкие пластины с полым отверстием в центре, затянутым плёнкой цветного фильтра.

Фотограф может получить две схемы света с разными цветовыми эффектами. Если направить на гибкое зеркало цветной свет, получатся цветные блики, а всё остальное будет естественного цвета. Если направить на модель цветной свет, а на зеркало — обычный, то модель и фон окрасятся в определённый тон, но блики при этом останутся белыми. 

На зеркало светит рефлектор с красным фильтром (слева) и на зеркало светит рефлектор без фильтра (справа) / Фото: Елизавета Чечевица, ретушь: Алина Сердюк

Лучше всего освещать гибкое зеркало жёстким светом: так блики получаются максимально оформленные, чёткие и яркие. Для этого попросите у сотрудника фотостудии рефлектор, конусный рефлектор или светите на реквизит «чистым» моноблоком без насадок. 

Если добавить к любой из насадок соты, то свет станет ещё более жёстким. Однако с этим нужно экспериментировать в каждой конкретной ситуации: чем направленней свет, тем более оформленный блик получится, но тем меньше будут само световое пятно и размер его отражения.

Читайте также:
Соты для софтбокса: зачем нужны, как пользоваться

Лучшее, что можно придумать для гибкого зеркала — это фотографировать с постоянным светом. Чуть-чуть сдвигая моноблок, передвигая само зеркало, вы каждый раз получаете разные эффекты. Интересный эксперимент — фотосессия, где на каждом кадре получились бы уникальные блики! Но чтобы контролировать их в режиме реального времени, а не любоваться результатом постфактум, нужен именно постоянный свет.

Читайте также:
Студийное освещение: из чего состоит и как настроить

Регулируйте расстояние от гибкого зеркала до модели и фона. Если хотите осветить большой участок кадра, отодвигайте зеркало дальше от объектов. Если нужны более яркие, но меньшего размера блики, двигайте гибкое зеркало ближе к ним. 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest