С одной стороны, фотографировать сегодня — это очень просто. Практически в любом смартфоне есть камера, которая позволяет запечатлеть момент. С другой стороны, при кажущейся простоте фотографирование может принести много разочарований, размазанных и шумных снимков. О простых, но важных вещах и практических приёмах, которые помогут начинающему фотографу быстро поднять уровень, читайте в этом материале.
Узнайте больше о своей технике
Познакомьтесь с полуавтоматическими режимами фотоаппарата
Обращайте внимание на свет
Изучайте композицию и каждые полгода возвращайтесь к ней
Не бойтесь ошибаться, не корите себя за промахи
Узнайте больше о своей технике
Обычно начинающим дают совет сначала определиться, что будете снимать, потом подбирать под запросы технику. В этом есть доля логики: для съёмки натюрмортов и для съёмки спорта нужны разные камеры, разные наборы объективов и других аксессуаров.
На деле этот совет не работает. Редко кто с самого начала знает, что и как он хочет снимать. Гораздо чаще эта дорога возникает уже под ногами идущего. Так что начинающему фотографу можно брать любой фотоаппарат, который пролезает в бюджет без скрипа. Слишком дорогую аппаратуру покупать не стоит, чтобы потом не было мучительно больно продавать через год за полцены, осознав, что камера уже три месяца пылится на полке. Гайд по выбору техники для начинающих вы найдёте здесь.
Что гораздо важнее — как можно больше узнать о том, что ваш фотоаппарат умеет и где какая функция у него включается. От этого будет больше толку, чем от бесконечного листания обзоров в поисках идеальной камеры. Тут нельзя написать единую инструкцию, камеры бывают очень разными. Полезно будет знать:
— какое у меня максимальное рабочее ISO (слишком высокие значения провоцируют сильный шум, вот тут об этом подробно писали);
— какую выдержку я держу, не размазывая кадр (про смазы здесь писали очень подробно);
— какое у меня максимальное и минимальное значение диафрагмы (на что это влияет читайте здесь);
— какой тип автофокуса использует моя камера
— какого размера матрица моей камеры;
— какие объективы есть в продаже для моей камеры (если фотоаппарат предполагает смену объектива);
— какая длина серии у моей камеры;
— моя камера умеет снимать RAW (скорее всего, умеет), как RAW влияет на скорость серии (скорее всего, замедляет);
— сколько работает мой аккумулятор (по времени и по количеству кадров);
— сколько фотографий влезает на мою карту памяти;
— есть ли у моей камеры стабилизатор.
Часть информации можно почерпнуть из инструкции и интернета, часть (например, какую выдержку вы держите) можно получить только путём эксперимента.
Если со своей камерой как следует не познакомиться, можно через три месяца мучений с фокусом при съёмке портрета выяснить, что у камеры есть автофокус по глазам, который очень сильно мог бы помочь.
Познакомьтесь с полуавтоматическими режимами фотоаппарата
Для новичка, который хочет расти, самыми полезными будут режимы приоритета диафрагмы (A) и приоритета выдержки (S или Tv). Начинающие часто пытаются работать сразу в полностью ручном режиме, полагая, что так они скорее станут профи. На деле полностью ручной режим редко даёт начинающему много пользы, скорее нагоняет тумана в голову. В жизни им и профессионалы не всегда пользуются, потому что не нужно.
Режимы приоритета дают достаточно управляемости и при этом не слишком сильно забивают голову бесконечной математикой.
Если хочется научиться что-то снимать, придётся разобраться с экспотройкой. Это такая таблица умножения от фотографии. Да, нудно, да, хочется творить, но надо. Если кратко, то при съёмки абсолютно любого снимка камера обязательно выбирает три параметра — выдержку, значение диафрагмы и значение ISO. Их ещё называют экспотройкой.
Экспотройка определяет, сколько света попадёт на матрицу камеры. Но есть один нюанс — одинаковое количество света могут давать разные комбинации параметров. И от того, какими будут эти параметры, зависит, будет снимок смазан или нет, шумным или нет, и какая будет глубина резкости.
Если очень сильно упростить, то:
- выдержка отвечает за смазы движения объектов в кадре и рук фотографа;
- диафрагма — за глубину резкости, за то, насколько фон резкий или размытый;
- ISO — за количество шума на снимках.
В режимах приоритета мы вручную настраиваем только один из параметров, другие два подбирает автоматика. Если нам важно размыть фон (или наоборот получить максимальную глубину резкости), мы выбираем режим приоритета диафрагмы. Если мы снимаем движение и важно избежать смазов, мы работаем в режиме приоритета выдержки.
Подробно о тонкостях работы в режиме приоритета диафрагмы мы писали здесь. О режиме приоритета выдержки — здесь.
Обращайте внимание на свет
Я не буду занудствовать на тему «фотография — это светопись», скажу только, что свет — это очень важно. Важнее, чем локация, важнее, чем образ модели, зачастую важнее, чем ваше оборудование.
Очень часто начинающие фотографы пытаются снимать текст, а не картинку. Это распространённое явление, его суть в том, что если попытаться словами описать то, что на фотографии, выходит очень красиво. Например, «красивая девушка в пышном платье с открытыми плечами стоит посреди дорогого интерьера с золотом и хрусталём в люстрах». Звучит красиво. Смотришь на картинку, а там это всё перечисленное, конечно, есть, но взгляд притягивает провод на полу, подъёмный кран со стройки за окном, и неестественный синеватый цвет кожи модели, впрочем, едва различимый из-за того, что лицо в глубокой тени.
Так происходит, потому что картинку в первую очередь определяет не то, что в кадре, а свет, цвет и композиция.
Можно очень много вложить в подготовку к фотосессии, но слить её в унитаз плохим светом. И можно снимать свою подружку в джинсах и футболке у себя дома, но с хорошим светом. И есть большие шансы, что эти снимки будут выигрывать по впечатлению.
Учиться работать со светом стоит также от простого к сложному. Для начала можно разобраться с естественным светом. В этом материале было много хороших приёмов, вполне доступных начинающему. Про плохой свет, которого стоит избегать, читайте здесь.
Конкретные приёмы, которые можно начинать применять прямо здесь и сейчас:
— лучшее время для съёмки людей на улице — перед закатом. Почему, читайте в этом материале про золотой час и синий час;
— не бойтесь снимать против света (на закате это отличный приём), бойтесь полуденного солнца и ламп, свисающих с потолка в помещении;
— оптимальный свет для портрета — тот, что светит на лицо чуть-чуть сверху и одновременно чуть-чуть сбоку;
— при съёмке с электрическим светом используйте только выдержки, кратные 50: 1/50, 1/100. Такой свет мерцает и может здорово испортить вам фото. Подробнее об этом писали здесь;
— со вспышками снимать сложнее, чем с естественным и постоянным светом. Если делаете это в первый раз, постарайтесь найти человека, который уже умеет работать со вспышкой, и попросите помочь. Многие вещи сложно понять, читая статьи. Но если помощи просить не у кого, можно посмотреть вот этот наш гайд по работе со вспышкой.
Изучайте композицию и каждые полгода возвращайтесь к ней
Узнаете много нового и интересного. По композиции в фотографии и живописи написаны целые тома. Знания которые точно улучшат качества ваших фотографий и ссылки на более подробные разъяснения:
— правило третей и золотое сечение;
— ведущие линии;
— ритм в фотографии;
— рамки в фотографии;
— симметрия;
— негативное пространство;
— открытая и закрытая композиция.
Что касается необходимости время от времени возвращаться к базе, взгляд очень сильно меняется с опытом. Каждый раз, когда берусь за очередную статью по композиции в фотографии, узнаю для себя всё новые и новые нюансы, которые раньше не замечала.
Не бойтесь ошибаться, не корите себя за промахи
Посмотрите очень пристально на работы профессионалов вокруг себя. Не на мэтров, чьи снимки гуляют по интернетом с подписью «шедевр» — они лет по тридцать работали на это шикарное портфолио из 20 фотографий. А на коллег по цеху — практикующих фотографов из своего города. Если их работы все идеальны, и в них нет ошибок по фокусу, невнятного света и цвета, шумов и прочих шероховатостей, можете первым бросить в меня камень.
Не бойтесь ошибаться. Ничто лучше не отложит в голове, что нельзя использовать ISO выше 3200 на вашей камере, чем серия фотографий, которые вам очень нравятся всем, кроме сильных шумов.
Не хватайтесь сразу за сложное. Легко потерять мотивацию, попробовав поснимать быстрый спорт в сумерках на бюджетную зеркалку. И так же легко почувствовать, что ты что-то можешь, сделав несколько фотографий красивой девушки в летящем платье на закате. Список наиболее сложных сюжетов в фотографии вы найдёте здесь.