Съёмка сцен с модельками в миниатюре — опыт, развивающий креативное мышление фотографа или видеографа, и одновременно погружение в сказку. Вы становитесь режиссёром мини-сцены и немного прикасаетесь к миру кукольной анимации, окунаясь в атмосферу мультфильмов Тима Бёртона, Уэса Андерсена или Гильермо дель Торо с его оскароносным «Пиноккио».
Делимся основными лайфхаками для начинающих фотографов, которые сделают погружение в модельную фотографию комфортным и более осознанным.
Предпочтите полнокадровый фотоаппарат
Из-за размера матрицы такие камеры отличаются большей светосилой. Можно фотографировать в худших условиях освещения, задирать ISO и получать меньше шумов.
Но в съёмке миниатюр важно ещё одно достоинство фуллфрейм-фотоаппаратов — широкий динамический диапазон. Это значит, что детализация в светах и тенях лучше, чем у кроп-камеры, что особенно важно для съёмки небольших объектов и масштабных сцен в миниформате.
Читайте также:
Кроп или полный кадр: что выбрать, плюсы и минусы каждого
Надевайте макрообъектив или макрокольца…
…но только в случае, если фотографируете модельки «в вакууме» или совмещаете миниатюру с предметной съёмкой. Фигурки и предметку снимают для рекламы и продаж, а, значит, должна быть хорошая детализация, а сам объект — достаточно крупным.
Если же вы хотите вдохнуть в сцену жизнь, чтобы она напоминала не гранд-макет, а реальный мир, не заостряйте внимание на приставке «макро».
Не снимайте напротив окна
Совет для новичков в фотографии и тех, кто с ней не связан, но хочет сфотографировать свои модельки на продажу, конкурс, в соцсети. Если света нет и покупать его вы пока не планируете, кажется, что съёмка у окна — лучший вариант. И это правда так.
Всмотритесь в селфи своих подруг — большинство сделаны у окна. А теперь сосредоточьтесь и всмотритесь ещё раз — селфи делают, стоя к окну лицом или боком, а не спиной. Именно поэтому на заднем плане почти всегда есть шторы или тюль. Фотографируя модельку у окна, ставьте её так, чтобы окно было не сзади, а хотя бы сбоку.
Фронтальный свет для максимальной детализации
Если ваша задача — показать небольшой объект в максимальной детализации, то со светом можно не мучиться, стараясь сделать его художественным. Светите на модельку так, чтобы свет падал от камеры по прямой. Да, вы не увидите глубоких теней, извращённой светотени, но задача — показать продукт, а не скрыть.
Если же вам интереснее добиться сложного художественного света, сымитировать сцену реального миру с помощью моделек, то этот совет не для вас. Вы можете ставить над светом любые эксперименты.
Однотонный фон
Зайдите на любой маркетплейс — товары фотографируют преимущественно на однотонном фоне. Чаще всего белом, потому что на светлом лучше видна детализация и нюансы.
На чёрном фоне фотографируют в том случае, если нужно скрыть недостатки модельки, либо есть конкретная художественная задумка. Это не про продажу, а про творчество.
Да, если вы хотите создать сцену в миниатюре, этот совет для вас также спорный. Не исключено, что вам придётся рисовать фон, конструировать его, добавлять элементы при помощи нейросетей или коллажировать на постобработке.
Читайте также:
Коллаж: пошаговый план, как сделать из фотографий
Generative Fill в Photoshop — как пользоваться и что умеет ИИ-помощник
Adobe Express: новая нейросеть для создателей контента
Освещайте сцену с помощью Led-света
Led-свет — универсальный вариант. Во-первых, на рынке есть бюджетные модели, которые подойдут для любителей. Во-вторых, он подойдёт и для фото-, и для видеосъёмки. Даже за небольшие деньги можно найти свет, который меняет цветовую температуру, может окрашиваться в любой RGB-цвет, а также имеет режимы подсветки со спецэффектами. Например, имитирует молнию или полицейскую мигалку.
Если нужна левитация
Если вы хотите сфотографировать динамичную миниатюру, модель нужно заставить парить в воздухе. Подойдут нитки, тонкие лески, небольшие держатели, которые будут поддерживать объект сбоку. Конечно, их придётся замазывать на постобработке, но зато сцена и модели не разлетятся на куски, пока вы будете подкидывать их, делая дубль за дублем.
Читайте также:
Как фотографировать левитацию
Планируйте сцену заранее
До съёмки миниатюры нужно учесть многое: придумать сюжет, найти реквизит или изготовить его, продумать размер и масштаб миниатюры, отрепетировать расстановку света, выбрать подходящий объектив и даже определить, где будет резкость, а где — размытие. Иными словами, подготовка займёт гораздо больше времени, чем сама фотосессия.
Учтите: если вы выбрали сначала объектив 50mm, а потом резко перескочили на 15mm, угол обзора сильно увеличится. Это значит, что фон и обстановку миниатюры нужно расширять и доделывать.
Чем больше миниатюра, тем реалистичнее
Чем больше масштаб миниатюры, тем правдоподобнее она смотрится в кадре. Если есть возможность взять или сделать модели побольше, не отказывайтесь. Да и работать с более крупными объектами проще.
Запаситесь стойками
Штативы, стойки, палки для фона — всё это понадобится для съёмки миниатюр. Подвешивание моделек в воздухе, создание многоплановости и фона, расстановка света — всё это потребует конструкций, к которым это можно крепить.
Не забывайте про перспективу
Большая ошибка — сделать миниатюру плоской. Это сразу убьёт реалистичность. Постарайтесь сделать её многомерной — продумать передний план, расставить объекты на разном расстоянии и сделать объёмный фон. Например, подвесить ватные облака ближе и дальше к камере. Вспомните, когда вы стоите и смотрите на поле — небо не похоже на плоскую картонку, оно нависает над вами (в случае с миниатюрой — над камерой и объективом).
Делайте и покупайте модельки
Не забывайте про спецэффекты
Зиму можно изобразить с помощью искусственного снега, который продаётся в баллонах или в виде мелких хлопьев. Туман и таинственную атмосферу сымитирует вейп или кальян — так как сцена небольшая, дым-машина может быть слишком мощным инструментом. Для огня можно и правда поджечь небольшой объект, но лучше снимать его отдельно и добавлять на постобработке, чтобы ваша миниатюра не вспыхнула, как стог сухого сена.