Стойка-журавль: что это, зачем, как выбрать, схемы света

Главная фишка стойки-журавля в том, что она позволяет без проблем сделать чистый верхний свет. Это очень полезный инструмент, который позволяет значительно разнообразить схемы света, если с ним правильно обращаться. О том, как выбрать и приручить стойку-журавль, читайте в этом материале.

Журавль — самая высокая стойка среди остального фотооборудования / Фото: photoreview.com

Что такое стойка-журавль
Как установить свет на стойку-журавль
Как выбрать подходящий журавль
Схемы света с журавлём

Что такое стойка-журавль

Стойка-журавль — это обычная стойка, но с дополнительной выдвигающейся перекладиной, на которую устанавливается осветительный прибор.

Сверху — октобокс на журавле подсвечивает волосы модели / Фото: larent.co.nz

Перекладину, на которую крепится источник света обычно называют «стрелой». С одной стороны стрелы устанавливается крепление для света, с другой — противовес, который позволяет всей конструкции быть устойчивой.

Журавль позволяет без проблем получить верхний свет, не засветив фон и не получив проблем в виде стойки в кадре. При этом работать с журавлём несколько сложнее, чем со стандартной стойкой: его нужно уметь балансировать, чтобы в самый ответственный момент софтбокс не упал на голову модели, или его просто не перекосило.

К недостаткам работы с журавлём можно отнести то, что каждый раз, когда нужно подправить настройки источника света, придётся наклонять голову стойки, чтобы дотянуться до лампы, а потом снова её балансировать. При работе с подобным оборудованием удобнее использовать пульты дистанционного управления для постоянного света и TTL-синхронизаторы для импульсов. Они помогут менять настройки, не совершая лишних движений.

Как установить свет на стойку-журавль

Важный момент при использовании стойки-журавля — техника безопасности. Главная задача при работе с ней — не только поставить красивый свет, но и не уронить осветительный прибор и модификатор на голову себе или модели. Поэтому пару слов о том, как просто и безопасно установить источник света на стойку-журавль.

Вставляем стрелу в насадку, которая её держит, сразу вешаем противовес. Далее важно не отпускать стрелу из рук ни на секунду: пока она не сбалансирована, она очень неустойчива. Лучше всего повернуть стрелу так, чтобы она находилась строго над одной из ножек стойки. Удобно работать в паре с ассистентом: пока один человек вешает лампу или меняет настройки, второй может придерживать стойку и перекладину.

Если помочь некому, лучше действовать так: придерживая стрелу, подходим к концу, к которому будет крепиться лампа с модификатором, и перекидываем руку через стрелу.

Таким образом удобнее всего контролировать журавля, он не может опрокинуться ни в одну, ни в другую сторону / Фото: youtube.com/Todd Eckelman

Крепим лампу и так же, не отпуская стрелу ни на секунду, возвращаемся к стойке. Далее нужно выбрать длину стрелы и угол, которые вам необходимы и проверить, насколько журавль устойчив. Тут работает простая физика: чем длиннее отрезок стрелы с лампой и чем более горизонтальна сама стрела, тем больший груз потребуется, чтобы удержать всю конструкцию в равновесии.

Если под рукой нет дополнительного груза, лучше делать часть стрелы со светом покороче, а с грузом подлиннее. Хотя не для каждой схемы света это, конечно, подойдёт / Фото: youtube.com/Todd Eckelman

После того, как журавль оказался в нужном положении, важно как следует затянуть фиксирующий болт на стойке, чтобы после начала съёмки точно ничего никуда не поползло.

Как выбрать подходящий журавль

При выборе важно учитывать три момента: максимальный вес, который способен удерживать журавль, длина стрелы и размер и вес самой стойки.

Длина стрелы зависит от того, для чего планируется использовать журавля. Для предметной съёмки будет достаточно варианта с полутораметровой стрелой, для ростовых портретов в студии этого уже может быть маловато.

Что касается максимального веса, здесь всё зависит от типа оборудования, с которым вы планируете работать. Небольшие компактные вспышки весят обычно до килограмма, а вот мощные студийные моноблоки могут быть гораздо более тяжёлыми. Например, стандартная студийная вспышка обычно весит 2-3 килограмма. Плюс сюда же добавляется вес модификатора: софтбокса, октобокса или портретной тарелки.

Журавли могут быть рассчитаны на разную нагрузку. Например, такой вариант, выдерживает не больше 6 кг. А более мощный студийный Manfrotto уже способен справляться с нагрузкой в 20 кг. 

Обратите внимание, что часто максимальную для журавля нагрузку прописывают уже с учётом того, что вы будете использовать дополнительный противовес. Специальные грузы для журавлей также можно купить отдельно. 

Третий момент — это мобильность. Если судьба журавля — навсегда прописаться в студийном зале и не покидать его практически никогда, можно смело брать самый большой и устойчивый, не беспокоясь о весе стойки. Но если вы планируете работать с журавлём на выездах, обратите внимание на компактные переносные модели.

Такие маленькие журавлики предназначены для накамерных вспышек и лёгких софтбоксов — их общая грузоподъёмность обычно не превышает 2-3 килограммов. Зато и сама стойка весит крайне немного. Её вполне можно взять с собой на съёмку свадьбы или корпоратива и не оттянуть себе все руки.

У компактных недорогих моделей есть два слабых места: это муфта-зажим, которая фиксирует перекладину и мешок-утяжелитель. Муфты обычно делают из лёгкого пластика, из-за чего они не слишком долговечны, а мешки просто имеют свойство рваться в самый неподходящий момент.

Схемы света с журавлём

Верхний свет с одним октобоксом на журавле. Этот свет достаточно красивый, но требовательный к правильной постановке и работе модели. Чтобы получить его, берём большой октобокс и устанавливаем его над головой модели.

Важный момент: октобокс должен висеть несколько перед лицом главного героя кадра / Фото: youtube.com/Adorama

Таким образом свет не заливает фон за спиной модели и при этом летит на лицо. Важный момент, связанный с позированием при использовании подобной схемы света: голову нужно слегка запрокидывать навстречу свету.

На фото справа в глазах нет блика, это не очень хорошо / Фото: youtube.com/Adorama

Если работа идёт с не слишком опытной моделью, можно дополнить схему вторым источником света спереди — заполняющим светом, который подсветит тени. В этом случае ошибки по позированию станут не столь критичными.

Второй вариант сделать схему более простой для модели — добавить снизу стрипбокс или серебряный отражатель, который подобьёт тени. В таком случае мы получим классическую бьюти-схему «ракушку». Подробнее о ней мы писали здесь.

Очень часто октобокс на журавле занимает в схеме света то же самое место (над головой модели), но выполняет роль не ключевого света, а заполняющего. То есть, перед моделью стоит стандартный октобокс, который создаёт основной светотеневой рисунок, а верхний свето лишь слегка подсвечивает волосы, добавляя объёма.

Резкий рембрандтовский свет с журавлём. Есть ещё другой, не самый классический способ использования этой стойки. Здесь стрела используется просто как способ легко и быстро получить очень высокую стойку. 

Не самая характерная схема для женского портрета, но всё же интересный свет / Фото: youtube.com/Adorama

Схожую схему света можно сделать и с более классическим модификатором: например, софтбоксом или октобоксом. В этом случае получится достаточно классический рембрандтовский свет, а не такой резкий, как в примере выше.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest