Современные программы для редактирования фотографий становятся всё умней и обрастают нейросетевыми функциями. Всё это делается для того, чтобы облегчить работу фотографа: гораздо приятней нажать пару кнопок и получить нужный результат, а не возиться с настройками, выделением и градиентами. Если вы всё ещё используете старые версии Adobe Lightroom, почитайте этот текст — возможно, после этого вам захочется обновиться до свежей 13-й версии и самому попробовать все новые возможности популярного RAW-конвертера.
Выделяем людей с помощью интеллектуальных масок Adobe Lightroom
Функции умного выделения на основе ИИ в Adobe Lightroom позволяют выделить на снимке людей, предметы, небо или фон. После этого создаётся маска, и можно работать только с нужной областью (например, выделить человека и поднять экспозицию, сделав его немного светлей). Подробно о том, как работать с интеллектуальными масками, мы писали в этом тексте. В свежих версиях Adobe Lightroom появился ряд изменений.
Во-первых, выделение людей стало умнее по сравнению с 11-й версией Lightroom. Раньше надо было нажать кнопку «выделение предмета» и гадать, кого же Lightroom сочтёт главным героем снимка. Например, при работе с несколькими людьми на фоне машины он мог выделить одного человека, нескольких из них вместе с машиной или часть людей и пол-автомобиля. Сейчас есть отдельная вкладка «Люди», в которой показаны все люди, найденные на фото, и можно выделить их либо вместе, либо по одному.
Во-вторых, при выборе человека открывается более подробное меню, и можно выделить не только целого человека, но и отдельные части: одежду, кожу на лице и на теле, глаза (отдельно белки, отдельно радужку и зрачок), губы и волосы. Теперь не надо работать кистью, чтобы отбелить зубы или поменять цвет глаз — достаточно выбрать соответствующий пункт и создать маску автоматически.
И самое интересное — интеллектуальные маски теперь можно синхронизировать, и они автоматически обновятся на всех выбранных снимках. Раньше после синхронизации масок, если в них были использованы ИИ-инструменты, требовалось вручную обновить маску на каждом фото — это было не очень удобно, если нужно синхронизировать много однотипных фото.
Стоит учесть, что время синхронизации и обновления ИИ-масок напрямую зависит от мощности компьютера (в первую очередь, от видеокарты). Если видеокарта слабая, а процессор старенький, обновление может затянуться. Возможно, поэтому Adobe раньше и не делал автоматической синхронизации масок — боялся, что пользователи со слабыми компьютерами не оценят эту функцию.
Так что, если вам нужны в работе интеллектуальные маски, убедитесь, что в нём стоит современная видеокарта — например, возможностей GeForce RTX 3050 хватит для работы. Если же работаете на ноутбуке, понадобится модель с дискретной видеокартой или MacBook на процессорах M1, M2 или M3 — например, MacBook Pro M2.
Улучшение изображения Lightroom: детали RAW, суперразрешение и ИИ-шумодав
Улучшение детализации RAW-снимков и увеличение разрешения фото с помощью нейросетей были доступны с 11-й версии Adobe Lightroom Classic. В 2023 году к ним добавился ещё и нейросетевой шумодав. Все эти инструменты можно найти в функции «Улучшение», которая вызывается нажатием клавиш CTRL+ALT+I.
Самый простой инструмент — «Суперразрешение». Его можно применять и к RAW-снимкам, и к JPEG. Если выбран файл RAW, то автоматически будет задействован и инструмент «Детали RAW», отключить его не получится. «Суперразрешение» удваивает размер фото по каждой из сторон — например, из 24Мп фотографии размером 6000х4000 пикселей получится 96 Мп фото размером 12000х8000 пикселей. Результат сохраняется в виде нового DNG-файла.
Инструмент «Детали RAW» в теории использует нейросети при анализе RAW-данных с матрицы камеры и обеспечивает чуть более высокую детализацию и более точные цветовые переходы на границах. На практике же особой разницы не заметно, и использовать его ко всем снимкам подряд смысла нет. Портретам он может и навредить: вряд ли стоит подчёркивать неровности и мелкие детали на коже. А вот тем, кто снимет детализированные пейзажи на камеры с высоким разрешением (например, Nikon Z7 II), стоит его попробовать.
Работает инструмент, как ясно из названия, только с RAW-cнимками. Но поддерживаются не все форматы — можно работать полноразмерными RAW-фотографиями, сделанными на камеры с байеровскими матрицами (к ним относятся почти все современные камеры — например, зеркалки и беззеркалки Canon, Nikon, Pentax и Sony), или с матрицами Fuji X-Trans. Не поддерживаются уменьшенные RAW-файлы S-RAW или M-RAW камер Canon и Nikon, монохромные RAW (например, Leica Monochrom) и снимки с матриц Fuji EXR и SR (применялись в старых компактах и суперзумах Fujifilm).
Интеллектуальный шумодав использует специально обученные нейросети, чтобы убрать цветовые и яркостные шумы со снимков. Как и остальные инструменты улучшения, его вызвать нажатием CTRL+ALT+I. А можно пойти во вкладку «Детали» — помимо традиционных ползунков для ручной борьбы с шумами теперь там есть и кнопка «Устранить шум» (1). При нажатии она открывает всё то же окно с функцией «Улучшение» и включает шумодав.
Работает шумоподавление хорошо, но долго: на тестовом компьютере с core i5 4460 и видеокартой NVidia 1050Ti обработка одной фотографии занимает от 30 секунд до нескольких минут. Так что тем, кто часто снимает на высоких значения ISO и планирует чистить от шума много снимков, стоит присмотреться к современному компьютеру с мощной видеокартой — основная нагрузка при работе с нейросетевыми инструментами ложится именно на неё.
Серьёзных минусов у инструментов улучшения нет. Правда, стоит отметить, суперразрешение и нейросетевое шумоподавление нельзя применить одновременно: если выбран один из инструментов, второй будет неактивным. И даже если взять обработанное фото (напомним, что результат улучшения сохраняется в виде отдельного файла DNG), применить к ему улучшение повторно не выйдет.
Как добавить боке на снимки с помощью Lightroom
В свежей версии появилась новая вкладка «Размытие объектива», с помощью которой можно получить красиво размытый фон даже на снимках, сделанных на бюджетную оптику или смартфон. При включении этого инструмента Lightroom анализирует изображение и пытается понять, на каком расстоянии от камеры находятся объекты на фото. Затем он создаёт карту глубины, и на её основе рисует размытие.
После этого можно выбрать, что должно остаться резким, а что — уйти в боке, и отрегулировать степень размытия ползунком (1). Если на снимке есть человек, Lightroom автоматически оставит резкость на нём. Перевести перевести резкость на другой объект можно несколькими способами. Во-первых, можно выбрать инструмент «Фокус на точке» (2), и просто ткнуть мышью в тот объект, который нужно оставить резким. Во-вторых, можно использовать диаграмму глубины (3). Слева на ней находится передний план,справа — объекты дали от камеры. Передвигая ползунок по диаграмме, можно плавно перемещать ГРИП вперёд и назад. А если после всех манипуляций захочется снова вернуть фокус на главный объект, достаточно нажать кнопку «Фокус на предмете» (4).
Инструмент интересный и удобный, но работает он пока не идеально. Лучше всего он справляется с фотографиями людей. А вот добавить размытие на пейзажные фото или городские виды вряд ли получится. Да и с людьми он работает не всегда хорошо: например, «Размытие объектива» плохо справляется с выделением пушистых или растрёпанных волос, оставляя некрасивые края.
Обратите внимание, что «Размытие объектива» способно добавить размытие на те области снимка, где его маловато, но не способно сделать недостаточно резкие области более резкими. Если при съёмке был промах по фокусу и модель вышла нерезкой, то сколько не тыкай в кнопку «Фокус на предмете», резче она не станет. Тут понадобятся другие инструменты — например, ИИ-плагины от Topaz.
Новые инструменты работы с цветом в Lightroom 13
Во вкладке «Смешение цветов» появился новый инструмент «Цвет точки». Он позволяет пипеткой выбрать конкретный диапазон цветов на снимке, и поменять его оттенок, яркость и насыщенность. Для точной настройки диапазона есть три ползунка, а для визуального контроля — галочка (1) «Отобразить диапазон». Если её включить, то выбранные оттенки будут показаны в цвете, а все незатронутые области станут чёрно-белыми.
После того, как нужный диапазон выделен, можно изменить его цвет двумя способами: либо перетаскивая маркеры цвета по полям (2), либо использовать более традиционные ползунки оттенка, насыщенности и яркости (3). Сильно изменить цвет и перекрасить синее небо в оранжевый при этом не получится: например, зелёные области можно сместить в сторону синих или жёлтых оттенков, красные — сделать либо более оранжевыми, либо фиолетовыми, и т. п.