Режим приоритета диафрагмы — один из самых распространённых полуручных режимов, которые используются в фотографии. О том, что такое приоритет диафрагмы, как его включить, как использовать и для чего он нужен, читайте в этом материале. Кроме того, рассказываем о тех ситуациях, когда режим приоритета диафрагмы вреден и может испортить ваши фотографии.
Как включить режим приоритета диафрагмы
Зачем нужен режим приоритета диафрагмы
Когда стоит использовать приоритет диафрагмы
Когда не стоит использовать приоритет диафрагмы
Как включить режим приоритета диафрагмы
Режим приоритета диафрагмы может включаться в разных местах, это зависит не только и не столько от системы, на которой вы работаете, но от уровня камеры. Самый часто встречающийся вариант на зеркалках и беззеркалках среднего уровня — диск режимов PASM. За режим приоритета диафрагмы отвечает буква A (Aperture — диафрагма с английского). У Canon — Av.
Так устроены большинство камер, например Canon EOS 850D, Sony Alpha A7 Mark III, Nikon Z50, Fujifilm X-S10.
В продвинутых профессиональных зеркалках и беззеркалках диска PASM, как правило, нет. Дело в том, что в камерах среднего уровня на этот диск также вынесены всякие творческие режимы автонастроек типа «Портрет» и «Пейзаж», а профессионалам они ни к чему. А ради четырёх самых главных режимов целый диск ставить не слишком практично. Поэтому в топовых камерах для того, чтобы включить режим приоритета диафрагмы, нужно нажать кнопку Mode и крутить один из управляющих дисков. Так это реализовано, например, в Nikon D850, Canon EOS R8.
Ещё один вариант перевести камеру в режим приоритета диафрагмы — физическое кольцо диафрагмы на объективе. Правда, он встречается реже. Например, так реализован интерфейс в серии X-T у Fujifilm. У этих камер нет диска PASM. Но при использовании объектива с физическим кольцом (а их у этой серии много, например Fujifilm XF 16mm f/1.4 и Fujifilm XF 18-55mm f/2.8-4) автоматически включается режим приоритета диафрагмы. И управлять диафрагмой нужно прямо с объектива — поворачивая кольцо на нужное значение.
В остальных случаях выставлять нужное значение диафрагмы нужно с помощью управляющего диска (обычно под большим пальцем правой руки).
Зачем нужен режим приоритета диафрагмы
Для начала немного матчасти. При съёмке любой фоточки камера обязательно выбирает три параметра — выдержку, значение диафрагмы и значение ISO. Это происходит при съёмке любой картинки — не важно, какой и на что. Эти три значения называются экспотройкой.
Экспотройка определяет, сколько света попадёт на матрицу. Но есть один нюанс — одно и то же количество света могут давать разные комбинации параметров.
Например, при ISO 200, выдержке в 1/60 и диафрагме в 8 на матрицу попадёт то же самое количество света, что и при ISO 6400, выдержке 1/8000 и диафрагме 4. Это означает, что оба снимка будут одинаково досвечены — не тёмные и не светлые. При этом выглядеть они, скорее всего, будут сильно по-разному: первый — со смазом, второй — резкий, но выраженно шумный. Так происходит, потому что каждый из параметров отвечает за общую светлоту снимка, но у каждого есть свой побочный эффект на фото.
Если очень сильно упростить, то:
- выдержка отвечает за смазы движения объектов в кадре и рук фотографа;
- диафрагма — за глубину резкости, за то, насколько фон резкий или размытый;
- ISO — за количество шума на снимках.
Выбирая режим приоритета, мы определяем, что нам важнее в конкретной ситуации. Впрочем, режима приоритета ISO не существует. Только у Pentax где-то был. И он заслуживает медали за самый странный режим, потому что зачем он нужен — большой вопрос.
Когда мы работаем в режиме приоритета диафрагмы, мы вручную задаём значение диафрагмы, а два других параметра экспотройки камера, как правило, выбирает автоматически. На некоторых моделях есть возможность поставить ISO как на конкретное значение (и тогда камера сама будет подбирать только значение выдержки), так и отдать его автоматике.
Когда стоит использовать приоритет диафрагмы
Режим приоритета диафрагмы часто используют, например, при съёмке портретов — когда необходимо максимально размыть фон. Этот приём нужен, чтобы отделить модель от фона и сделать на ней акцент, а также в случаях, когда фон пёстрый и притягивает к себе много внимания. При помощи эффекта боке можно превратить фон практически в негативное пространство.
Чтобы добиться такого эффекта, необходимо выставлять значение диафрагмы на минимальное значение. Чем оно меньше, тем сильнее будет размываться фон.
Важный момент — светосила объектива (наименьшее значение диафрагмы) напрямую связано с его ценой. Чем меньше значение (а значит, есть возможность добиться более выраженного размытия), тем дороже будет объектив. У китовых стёкол светосила обычно достаточно небольшая. У светосильных объективов есть и свои проблемы. Подробнее о них читайте в этом материале.
Также режим приоритета диафрагмы очень полезен, когда наоборот, нужно сделать глубину резкости максимально большой. Это актуально, например, при съёмке пейзажей и предметной съёмке. Для этих целей стоит использовать наоборот большие значения диафрагмы — 8, 16. Особенно это актуально при съёмке многоплановых пейзажей: когда, например, на переднем плане у вас красивое дерево, а на заднем панорама города. Чтобы и то, и другое оставалось в резкости, диафрагму необходимо прикрыть. Подробнее о съёмке пейзажей читайте в этом материале.
То же самое относится к предметной съёмке. Например, при съёмке каталогов важно показать товар полностью, чтобы часть из резкости не вываливалась. Также режим приоритета диафрагмы полезен при макросъёмке — её также закрывают, чтобы маленький объект был максимально резким.
Когда не стоит использовать приоритет диафрагмы
Когда снимаете быстрое движение. Когда мы вручную задаём значение диафрагмы, выдержка может оказаться любой. Поэтому, если вы снимаете быстрое движение, для которого важна правильная выдержка, этот режим будет работать против вас и может поставить достаточно длинную выдержку, вызвав смаз.
Единственное исключение — если у вас светосильный объектив, ISO зафиксировано на небольшом значении, и там, где вы снимаете, очень светло. И вы уверены, что камера автоматически подбирать очень короткие выдержки, чтобы компенсировать открытую диафрагму и маленькое ISO. Это можно использовать как лайфхак при съёмке быстрого движения на светлый объектив в солнечный день. Главное — не наловить пересветов. Если ваша камера умеет работать в режиме электронного затвора, лучше использовать его — там минимальные выдержки сильно короче.
В студии. Если задачи разделять фон и модель у вас нет, а съёмка идёт с импульсным светом, режим приоритета диафрагмы будет вам только мешать. Особенно в ситуации, если синхронизатор не поддерживает режим TTL — в котором камера не подозревает о вспышках.
В темноте и при съёмке ночного неба. В случае с подобными сюжетами любая автоматика в принципе противопоказана. Дело в том, что ночное небо — сцена, которая должна быть достаточно тёмной. А автоматика будет тянуть изображение к нейтрально-серому, пересвечивая и высветляя небо и пейзаж.
Больше информации о том, как снимать небо и звёзды вы найдёте в этом материале.