Работа со светом — самое сложное в обучении фотографа. От правильного или неправильного света зависит не только настроение кадра, но также то, сможет ли зритель разглядеть детали и модель, насладиться идеей, а также — как много времени фотограф проведёт перед компьютером за постобработкой.
Изучая фотографию, идите от простого к сложному. Жёсткий свет — в том числе солнечный на улице — это задача со звёздочкой. Начните с мягкого света, а также самой простой и дешёвой светоформирующей насадки — фотозонта. Разбираемся, какие бывают фотозонты, как ими пользоваться, и почему именно он считается лучшим для новичка.
Как пользоваться фотозонтом
Фотозонт — это светоформирующая насадка. Она нужна, чтобы отражать и рассеивать свет. Из-за того, что вспышка или луч не просто «бьёт» прямо, а отражается от поверхности фотозонта, на модели меняется светотеневой рисунок.
Виды фотозонтов
Фотозонты делятся на несколько видов и отличаются по размеру. Каждый из них даёт разный эффект.
Зонт на просвет
Просветные фотозонты делают из полупрозрачной белой ткани. Она очень похожа на ткань софтбокса, только натянута на спицы по кругу. Свет получается мягким, окрашенным нейтрально. Чтобы фотографировать с таким зонтом, его нужно направлять прямо на модель, так как источник будет светить через него.
Зонт на отражение
Это фотозонты, которые внутри покрыты белой, серебряной или золотой блестящей тканью. Они непрозрачные, а сам материал плотный. Ткань похожа на ту, которую используют для отражателей.
Принцип работы с такими зонтами действительно напоминает то, что фотограф делает с отражателем: свет бьёт в зонт, тот отражает вспышку и перенаправляет её на модель. Чтобы снимать с таким фотозонтом, свет и зонт нужно направлять в сторону от модели, чтобы ей была видна его блестящая внутрянка.
Комбинированный зонт
Комбинированный фотозонт или зонт-трансформер чем-то похож на отражатель 5-в-1. Он позволяет менять ткань, что позволяет из зонта на просвет сделать зонт на отражение серебряного и золотого цвета.
Читайте также:
Отражатели: зачем нужны, как использовать. Обучение от Фотосклад.ру
Какой эффект даёт фотозонт
Из-за особенности материалов и конструкции, фотозонт создаёт на модели мягкий свет. Новичку лучше всего начинать учиться именно на мягком свете. Ниже — пять особенностей света, которые создаёт фотозонт.
- Тени светлые. Не чёрные, а сероватые. Из-за этого фотографу сложнее потерять детали в тёмных областях, получить глаза панды на модели и грубые, бросающиеся в глаза тени.
- Тень плавно переходит в свет. Светотеневой рисунок мягкий. Тёмные области переходят в светлые градиентом, а не резкими линиями.
- Блики получаются более матовыми и менее заметными.
- Так как сама насадка круглая, блики в глазах получаются круглыми, что выглядит отлично на портретах.
- Скрываются недостатки кожи. Морщинки, шелушение, поры при работе с фотозонтом видны меньше. Текстура получается не такой резкой и отчётливой. Это значит, что новичку придётся меньше ломать голову в фотошопе.
- Фотозонт прощает ошибки. Источник освещает модель широко и мягко, а значит, сложнее совершить ошибку.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
Вышесказанное можно отнести к минусам, если посмотреть на ситуацию под другим углом. Световой поток светозонта широкий, поэтому его сложно контролировать и направить в опередённое место. Это может привести к тому, когда освещаться будет та зона, которую вы осветить не планировали.
На что влияет размер фотозонта
Чтобы разбираться в размерах фотозонтов и других светоформирующих насадок, запомните формулу: чем больше насадка, тем шире и мягче пучок света, который попадает на модель.
Получается, если нужно получить более нежный и аккуратный свет, осветить большую площадь, фотозонт следует выбирать побольше. Например, от 100 до 190 сантиметров.
Фотосессия с большим зонтом — испытание , если вы работаете на улице в ветер. Найдите помощника с сильными руками, который удержит свет на месте, потому что зонт будет работать, как парус.
Как снимать с фотозонтом
Фотографировать с фотозонтом проще, чем с любой другой насадкой. Он лёгкий, простой конструкции и даёт самый предсказуемый свет, с которым просто работать и удобно учиться.
Что нужно для съёмки с фотозонтом
Любой фотозонт — на просвет или отражение — отличная стартовая насадка для фотографа-новичка, который только начал изучать искусственный свет. Эта светоформирующая насадка простая в обращении, но также лёгкая по весу, занимает мало места и дешёво стоит. Но без некоторого стартер-пака всё же не обойтись.
Чтобы фотографировать с зонтом, вам нужны:
1. Стойка для света. На неё будет крепиться ваш источник света вместе с зонтом.
В теории вместо стойки можно использовать помощника, но ни один человек, кроме королевского гвардейца, не простоит неподвижно час или два. Ещё и с вытянутой вверх рукой.
2. Держатель с отверстием для зонта. Он нужен, чтобы соединить стойку, источник света и прикрепить зонт.
Как правило, это небольшая металлическая или пластиковая штука с отверстием для стойки; башмаком для внешней вспышки или выпирающей частью для моноблока; дыркой сбоку, в которую вставляется зонт. Иногда вместо дырки крепят отдельную сквозную деталь, в которую также вставляется ножка зонта. Но это не практично — она сто процентов рано или поздно отвалится, проверено на личном опыте.
3. Моноблок или внешняя вспышка. Да, чтобы фотографировать с зонтом, достаточно даже переносной вспышки, которую обычно берут на репортажи.
4. Синхронизатор. Он нужен, чтобы вспышка реагировала на фотоаппарат, если вы фотографируете с импуольсным светом. Для постоянного источника синхронизатор не нужен.
Как фотографировать с фотозонтом — пошаговый сценарий
- Установите стойку. Важно, чтобы ножка стойки смотрела туда же, куда моноблок. Так её сложнее уронить.
- Накрутите кронштейн и вставьте в него вспышку или моноблок.
3. Наденьте сонхронизатор. Включите вспышку и синхронизатор, убедитесь, что они работают.
4. Выберите вид и цвет зонта:
- фотографируйте с белым фотозонтом на просвет, чтобы получить самый мягкий свет с нейтральной цветовой температурой;
- возьмите золотой зонт, если хотите свет поконтрастнее. Имейте ввиду, что этот зонт делает картинку теплее по цвету;
- выбирайте серебристый фотозонт, если хотите наиболее контрастный светотеневой рисунок и наиболее холодную сцену.
5. Вставьте зонт в кронштейн и направьте его:
- на модель, если это зонт на просвет;
- в противоположную от модели сторону, если это зонт на отражение.
Лайфхак: снимая с зонтами на отражение, следите, чтобы ножка зонта смотрела на лицо модели.