• Виктория

Предметная фотография: 3 простых схемы света

Очень часто предметная фотография ассоциируется с чем-то сложным, почти космическим: штативы и стойки, фрост-рамы и отражатели. Однако не для каждой цели нужно много аппаратуры и сложный свет. Сегодня разберём три простых, но эффективных схемы света, для которых не нужно много дорогого оборудования и с которыми справится даже начинающий фотограф.

Хороший свет — половина успеха в съёмке натюрморта / Фото: photzy.com

Как поставить свет под хороший натюрморт — тема не для одного текста, а скорее даже для целого учебника. Можно работать с мягким, жёстким, использовать софтбоксы, соты и световую кисть.

Сегодня мы не полезем во все дебри, а сосредоточимся на максимально простых схемах, которые можно собрать, используя в качестве основного источника света окно. Схемы достаточно универсальны, и их можно повторить с импульсным светом. 

Мы будем много работать с полупрозрачным отражателем и чёрным флагом. Их при желании можно заменить листами кальки, полупрозрачной ткани и плотного чёрного картона. Но это совсем экстремальная мера — с такими аксессуарами процесс съёмки может стать совсем неуправляемым и непредсказуемым.

Вы наверняка встречали на просторах интернета миллион картинок, где отражатель заменяют просто листом бумаги. Так можно, если знаешь, что делаешь. Профи могут работать с любыми вещами, которые попадают под руку. А в процессе обучения лучше так не делать. 

Даже снимая с простым светом, помните об основах предметной фотографии:

  • лучше снимайте со штатива (подробнее об оборудовании для предметной съёмки можно почитать здесь);
  • не бойтесь длинных выдержек;
  • прикрывайте диафрагму, особенно если натюрморт многоплановый;
  • не снимайте на широкоугольный объектив, чтобы сохранить пропорции предметов в кадре.

Один источник света + отражатель на просвет
Один источник света + отражатель на отражение
Один источник света + чёрный флаг

Один источник света + отражатель на просвет

Самая простая схема света, с помощью которой можно получить спокойный рассеянный рисунок света. Как, например, на этом снимке.

Просто фрукты на светлом. Блики есть, тени есть, но не слишком бросаются в глааз / Фото: unsplash.com

Самая большая прелесть первой схемы света в том, что для неё не нужно дополнительное оборудование. Только отражатель и источник света. Можно использовать окно или любую бытовую лампу. 

Нам понадобится только полупрозрачный отражатель. Такие обычно можно встретить внутри комплектов «5 в 1». Для натюрмортов с мягким светом лучше брать максимально большой отражатель — с ним проще работать.

Итак, принцип сборки схемы света простой: размещаем свой натюрморт в месте, где падает свет от окна, и ставим на пути света полупрозрачный отражатель. Готово, можно снимать.

Отражатель пропускает через себя свет, делая его мягким и рассеянным. Мягкий свет создаёт плавные переходы от света к тени и равномерную освещённость. Схожего эффекта, но ещё более выраженного, можно достичь, используя лайтбокс. В случае с лайтбоксом можно получить полностью бестеневое освещение.

Сетап и готовый снимок / Фото: digital-photography-school.com

Свет будет несколько меняться в зависимости от положения отражателя и натюрморта относительно окна:

  • если вы хотите, чтобы тени были более выраженными, ставьте натюрморт максимально близко к окну на его уровне, а отражатель — перпендикулярно полу;
  • если хочется получить менее длинные и выраженные тени — отходим от окна на шаг и ставим отражатель скорее сверху, чем сбоку. Хороший вариант — под углом в 45 градусов к натюрморту.

Окно подойдёт в любом случае: и если в него прилетают прямые солнечные лучи, и если прямого света нет. Главное, чтобы оно давало достаточно света. Если например, вы хотите снимать около окна, которое снаружи ещё прикрыто лоджией, и всё это происходит не на солнечной стороне дома, света может быть маловато для съёмки.

Вместо окна можно использовать и источник постоянного света и импульс, направленный сверху под углом примерно в 45 градусов (или сбоку, если вы хотите получить более длинные тени). Вместо рассеивателя подойдёт большой софтбокс. Схема света от этого не изменится.

Важный момент: эта схема больше подходит для съёмок на светлых фонах. Если вам нужно получить результат в низком ключе, этот вариант не подойдёт. Простую схему для тёмных фотографий мы рассмотрим ниже. Дело в том, что тёмные фото требуют более резкого и выраженного света, а здесь мы наоборот получим мягкий и рассеянный свет.

Также можно работать с одним верхне-боковым источником света и без рассеивателя. Но в этом случае мы получим очень резкий свет.

Прямой не рассеянный свет: резкие блики, выраженные тени. Иногда это очень даже уместно / Фото: unsplash.com

Один источник света + отражатель на отражение

Второй вариант получить хороший свет без тонны дорого оборудования — это использовать свет от окна в качестве рисующего, а серебряный или белый отражающий ставить на заполнение. Примерно так: 

Вместо окна также можно использовать любой другой источник света / Фото: clickitupanotch.com

Такой приём позволяет сделать картинку с выраженным светом и немного подсвеченными тенями. Отражатель не может быть столь же ярким, как основной источник света, но может подбить тени и добавить в них детализации. Посмотрим на снимки с отражателем и без него:

Слева чистое окно, справа окно + отражатель / Фото: clickitupanotch.com

Разница не глобальная, но она есть. Обратите внимание, что на правом снимке тени проработаны лучше, в них даже есть небольшой рефлекс от отражателя. 

При работе с этой схемой света можно использовать белый отражатель или серебряный. Белый даёт более мягкий свет, серебрянный — более яркий и выраженный. Белый используется, если есть возможность поставить отражатель совсем близко к натюрморту (если он не лезет в кадр и не нарушает композицию), серебряный даст заметный эффект даже с ощутимого расстояния. 

Золотой лучше не использовать — он будет неизбежно искажать цвет на фото. Дело в том, что золотой отражатель подкрашивает свет в жёлтый. Получится смешанный по цвету свет. С таким можно работать, если вы понимаете, зачем вам это. Во всех остальных случаях золотой отражатель будет только усложнять процесс постобработки.

Эта простая схема света часто используется при съёмке меню в полевых условиях и подобных случаях.

Справа здесь вспышка в софтбоксе (она даёт тени), слева — отражатель (он делает тени не такими густыми) / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Схожую схему света также можно собирать с двумя вспышками в софтбоксах — в этом случае одна (изображающая рисующий свет) должна быть несколько мощнее второй, которая будет брать на себя роль заполняющего.

Один источник света + чёрный флаг

Если хочется получить более тёмную картинку с выраженным контрастом, резкими тенями и насыщенными цветами, то источниками света и отражателями уже не обойтись. Тут нужно либо строить сложные схемы и обязательно использовать соты, либо освоить работу с чёрными флагами. Флаг — это по сути любой большой объект, который будет отсекать свет, создавать тень.

Можно использовать что-то из подручных вещей, но удобно работать с чёрным флагом из стандартного комплекта отражателей. Например, посмотрим, как сделан этот снимок:

Симпатичный контрастный натюрморт с палочками корицы и яблоками / Фото: abeautifulmess.com

Для съёмки этого натюрморта в качестве основного источника света опять же использовалось окно. А чтобы утопить фон в тенях и разделить передний и задний план — чёрный флаг. Если смотреть сверху, схема выглядит так:

Окно на две трети перекрыто чёрными флагами / Фото: abeautifulmess.com

А бэкстейдж — так:

Слева натюрморт закрывает флаг, который по совместительству служит фоном, сзади и справа также стоят чёрные флаги, перекрывающие свет / Фото: abeautifulmess.com

Здесь автор также использует маленький чёрный флаг справа, чтобы сделать свет более резким и более верхним. Это необходимо, поскольку окно находится на уровне натюрморта. Схожего эффекта можно добиться, поместив натюрморт ниже уровня окна. Или, например, при съёмке с импульсным светом и софтбоксом.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest