• Виктория

Фоновый свет: зачем он нужен и как с ним работать

В хорошей фотографии, как и в хорошем кино, продумана каждая мелочь. Поза модели, цвет и настроение кадра, одежда героев, локации — всё не случайно. И свет, как один из важнейших методов выразительности в кадре, тоже. 

Разбираемся, что такое фоновый свет, для чего он нужен, с помощью чего лучше всего подсвечивать фон, а также делимся 5 схемами света для освещения фона, которые решат разные творческие и практические задачи.

Проработка фона также важна для цельности кадра, как и красивый свет на модели / Фото: Елизавета Чечевица

Что такое фоновый свет

Фоновый свет — это свет, который освещает задний план. Тем самым изменяется яркость и даже цвет задника, на нём появляются световые эффекты, пятна, либо он становится более равномерным и спокойным. 

Модель не существует в вакууме. Даже белый бестеневой фон — это тоже приём, осознанное решение. Поэтому модель и фон — это не противопоставление, а единое целое, которое вместе создаёт композицию фотографии.  

Какие бывают фоны

Если говорить про фон и свет, то можно выделить четыре вида заднего плана:

1. Плоский фон. Это абстрактный, бесфактурный задний план. Например, циклорама или однотонный виниловый, пластиковый, бумажный фон. Он окрашен в один цвет.

Плоский фон не создаёт ощущение глубины пространства, перспективы, объект просто находится на экране / Фото: unsplash.com

2. Плоский фон с цветовыми пятнами и переходами. Он получается более интересным и «неравномерным» за счёт того, что с помощью света и тени фотограф создаёт на нём градиенты, световые и цветовые пятна, смешивает цвета.

3. Абстрактный фон с текстурой. Это может быть тканевый фон, драпировки, неравномерно окрашенная стена. Он уже достаточно активный за счёт рельефа.

Фон позади модели — обычное однотонное постельное белье, развешенное так, чтобы образовывались живописные складки. Лёгкая подсветка подчёркивает неравномерность фона / Фото: Елизавета Чечевица

4. Интерьер. Фотостудия в виде лофт-квартиры, спальни, будуара, зала с новогодней ёлкой. Везде, где есть отдельные объекты.

Зачем нужен фоновый свет

Свет на фоне задаёт настроение кадру также, как и свет на модели. Подсвеченный фон ассоциируется с лёгкостью, тёмный фон — это про меланхолию, мрачность, тревогу. Ровный фон без перепадов яркости отсылает к покою, умиротворённости. Любые световые пятна, блики на фоне лишают композицию равновесия, делают её динамичнее, усиливают эмоциональность и даже тревогу кадра.

Важно: все правила не существуют в вакууме, ведь модель и её образ доминируют сильнее. Фоновый свет лишь поддерживает заданное настроение. 

Фоновый свет отделяет модель от фона, делает кадр сложнее, глубже с точки зрения перспективы. На фотографии появляется пространство. 

Фоновый свет засвечивает задний план в равномерный белый, что идеально для каталожной съёмки.

Как правильно освещать фон

В фотографии нет нерушимых догм. Любым правилом можно пренебречь. Главное, делать это осознанно. Тем не менее есть четыре принципа освещения фона, которые помогут лучше ориентироваться новичку и избежать явных ошибок.

На фон не должен попадать случайный свет. Это касается и незакрытых штор в студии и света, предназначенного для модели. То есть, если вы одним моноблоком освещать и модель, и фон — это неправильно. 

Чтобы такого не было, помните про три принципа:

— ставьте модель как можно дальше от фона. Поэтому чем больше зал фотостудии, тем лучше;

— загораживайте фон от паразитного света флагами;

— если идея позволяет, используйте для освещения модели светоформирующие насадки, которые дают узкий пучок направленного света — рефлекторы, конусные рефлекторы — и с сотами.

Фон нужно освещать отдельными источниками света. Кроме случаев, где это осознанный выбор фотографа.

Светотеневой рисунок на фоне должен быть слабее, чем на модели. То есть свет должен быть как минимум менее ярким. 

Если пятно на фоне будет ярче, чем на модели, зритель будет смотреть на более яркий задний план / Фото: Елизавета Чечевица

На фон не должны попадать посторонние тени, если это не продумано фотографом. Например, тени от стоек и моноблоков.

Как осветить фон — 5 схем света

Фоновый свет делается просто, но оживляет кадр. Делимся пятью простыми схемами света для проработки заднего плана.

Как сделать цветное пятно на фоне

Возьмите конусный рефлектор, который также называют конус или тубус. Наденьте на него соты и цветной фильтр и направьте на фон. Стоять свет должен обязательно позади модели, чтобы не попадать на неё.

Как сделать две тени на фоне

Простая, но эффектная схема, которая даёт две тени на фоне, окрашивает его и добавляет блики от гибкого зеркала. Чтобы тени «стояли», как и модель, поставьте её почти вплотную к фону. 

Для того, чтобы фон окрасился, возьмите рефлектор или конус с цветным фильтром. Направьте его на гибкое зеркало. Это не только окрасит фон, но и даст светлые блики-засветки.

Если гибкого зеркала нет, источник с цветным фильтром направляйте на модель / Фото и иллюстрация: Елизавета Чечевица

Возьмите второй моноблок и наденьте на него конусный рефлектор. Чтобы световое пятно было очерчено сильнее, добавьте к нему соты. Направьте его на модель. Из-за того, что она стоит близко к фону, белое пятно проявляется также и на фоне, а кожа человека остаётся естественного цвета.

Как подсветить тканевый фон

Текстура на тканевом фоне достаточно активная, но в тёмном зале, если не добавить источник света, она погрузится в темноту. Чтобы подчеркнуть складки драпировки, осветите фон рефлектором или софтбоксом. Второй даст более широкое и мягкое пятно.

Модель нужно подсветить отдельно любым источником света и насадкой / Фото и иллюстрация: Елизавета Чечевица

Как окрасить фон в красный цвет

Идеальная схема для дерзкой или мрачной хэллоуинской фотосессии. Чтобы получить красный цвет, не нужно просить красный бумажный фон! Просто возьмите два рефлектора с красными цветными фильтрами и направьте их на фон позади модели, чтобы красный цвет не попадал на человека. Саму же модель осветите отдельно третьим источником.

Насыщенный красный получается на чёрном фоне, а если хотите розовый — ставьте модель на белый фон / Фото и иллюстрация: Елизавета Чечевица

Как необычно подсветить интерьерный фон

Схема смотрится эффектно только в том случае, если позади модели есть решётчатая заслонка. Это могут быть ставни, как на примере ниже, перила лестницы, забор, сетка, колонны. Поставьте рефлектор с цветным фильтром позади модели и за заслон. 

Если заслона не будет, позади модели будет цветовое пятно или контровик / Фото и иллюстрация: Елизавета Чечевица

Чем освещать фон

Чтобы осветить фон, как правило, достаточно одного или двух источников света. Если добавить ещё освещение модели рисующим светом, то получается, что нужно минимум три моноблока. 

Бронируя студию, обязательно уточняйте, сколько вспышек они дают бесплатно. В большинстве студий это три источника, но иногда и два. Поэтому не исключено, что если вы решите проработать схему не только на модели, но и на фоне, за аренду дополнительного света придётся доплачивать.

— Рефлектор. Насадка дающая направленный жёсткий свет. Важно, чтобы на нём были шторки — они помогают закрывать свет, создавать различные пятна на фоне.

— Фоновый рефлектор. Из-за скошенного края насадка позволяет создать равномерное световое пятно, но при этом не попадает в кадр.

— Конический рефлектор. В сочетании с сотами даёт круглое и яркое пятно на фоне.

— Маски Гобо. Создают на фоне очерченный рисунок. Это может быть пятно, как от прожектора, линии, пятна, геометрические узоры, блики.

— Проектор. Достаточно сказать любой фон, пятна, градиенты на ноутбук, подключить его к проектору и получить этот узор на фоне.

— Софтбокс. Даёт рассеянный пучок мягкого света. Можно использовать для создания плавных градиентов.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest