В современном мире работа с фотографиями не заканчивается на этапе съёмки. После этого фото проходят этап конвертации (цифровой проявки), для ускорения которой используются пакеты готовых настроек — пресеты. Их можно создать самостоятельно, купить или скачать. О том, где бесплатно скачать актуальные в 2023 году пресеты Lightroom и как приручить их, читайте в этом материале.
Что такое пресеты и зачем они нужны
Где скачать бесплатные пресеты для Adobe Lightroom
Как добавить пресеты в Adobe Lightroom
Почему пресет плохо ложится на фото, как это исправить
Что такое пресеты и зачем они нужны
Пресет — это набор настроек, позволяющий быстро получить нужную цветокоррекцию фото. Чаще всего их используют для ускорения работы. Ещё одно назначение — получить тот самый цвет, как у того фотографа, в том фильме, на той фотографии. С этим, правда, иногда возникают проблемы. Об этом речь пойдёт ниже.
Удачный цвет, а значит, и удачный пресет — важный фактор, который определяет, как будут выглядеть готовые фото. Неудачным или неактуальным пресетом легко превратить хорошую съёмку в нечто, о чём будут говорить: «странные фото», «как-то непрофессионально выглядит» и тому подобное. Определённо не те слова, которые хочется слышать о своей работе.
Начинающие в поиске своего стиля в фотографии часто ищут и используют чужие пресеты. И это в целом правильный подход. Ничто не ново под Луной, а в процессе ученичества каждый неизбежно проходит стадию подражания.
Большинство пресетов создаются для «сырых» форматов: CR2 (Canon), NEF (Nikon), ORF (Olympus), ARW (Sony), RAW (Fujifilm). Встречаются и подходящие под JPEG, но их меньше и их приходится отдельно искать. В этом тексте все пресеты созданы для RAW. Если вам интересна работа с пресетами, самое время прощаться со съёмкой в JPEG. Дело не только в том, что таких пресетов больше, но и в том, что «сырой» формат даёт гораздо больше свободы для цветокоррекции.
Где скачать бесплатные пресеты для Adobe Lightroom
Чаще всего бесплатные пресеты можно найти либо на ресурсах фотографов, которые хотят делиться с миром своим творчеством без регистрации и смс, либо у тех, кто эти пресеты продаёт. Обычно у любой конторы, которая торгует каким-то цифровым продуктом, есть бесплатный пробничек.
Во многих местах у вас будут просить адрес электронной почты в обмен на набор пресетов, чтобы потом рассылать вам предложения, акции и скидки. Это вполне нормальная маркетинговая практика — давать потенциальному клиенту небольшой подарок за оставленный контакт. Кого-то такой подход смущает, но тут ничего не попишешь. Можно либо не использовать такие источники, либо смириться с рекламой и положить в свою копилку и пресеты, и подход к маркетингу.
Все ссылки ниже протестированы мной лично. На июль 2023 года все работают, кое-где нужно согласиться на рассылку рекламы, но ниоткуда вирусов я не насобирала.
Greater than Gatsby. Даёт бесплатную подборку из 12 пресетов, заточенных в основном под портретную съёмку и свадьбы. Просит почту, присылает на неё ссылку для скачивания. Очень приличный чёрно-белый пресет, Garden Party Wedding хорош для пасмурных съёмок, Darkroom Film и Hully Gully неплохо справляются с солнечным лесом.
Helene In Between. Миниподборка пресетов от популярного блогера. Просит почту, но верит на слово. Можно вводить любую. Сразу после ввода начинается скачивание. Пресеты сделаны на основе голубо-оранжевого тонирования, хорошо подходят для тревел-фотографии и съёмок в городе. Для крупных портретов спорно — очень много насыщенности.
Weedit.Photos. На этом сайте можно бесплатно выкачать целую коллекцию пресетов без регистрации или рекламы. Пресеты расфасованы по темам: плёночные, чёрно-белые, светлые, тёмные, тонированные и так далее.
Можно выбрать то, что интересно, и попробовать. Например, так работает один из плёночных пресетов.
Пресеты под плёнку. Подборка также доступна без регистрации и рассылки. Для тех, кому нравятся поднятые а-ля плёночные тени и лёгкая сепия.
Пресеты от VSCO. Просит почту, но верит на слово. Опять же, можно ввести любую. Пресеты не слишком хитрые, но вполне рабочие.
Fix The Photo. Просит почту, присылает ссылку на скачивание. Проделывать этот ритуал придётся для каждого пресета отдельно. Но подборка достаточно большая и интересная и стоит того, чтобы с ней повозиться. Есть пресеты для свадеб, фуд-фото, мужского портрета, новорождённых и других жанров. Хорошие чёрно-белые пресеты.
Существуют десятки и сотни подборок пресетов. Есть одна вещь, которую стоит держать в голове, особенно при покупке. Я бы не советовала брать огромные библиотеки по 100-500 штук.
В таких бывает две проблемы: либо вам напихают пресетов под все случаи жизни (для спорта, для макро, для архитектуры и так далее), и вы больше времени потратите в поисках среди этого хлама чего-то полезного. Либо ещё бывает, когда в большие подборки попадают 20 почти одинаковых пресетов с тонированными тенями, которые практически не отличаются друг от друга.
Точно имеет смысл найти себе толковые HDR, чёрно-белые пресеты и тил-оранжи (голубо-оранжевые пресеты). Они уже выходят из моды, но ещё много где бывают полезными.
Сейчас актуальны пресеты с более чистым, не искажённым цветом и не бросающимся в глаза тонированием, с поканальным контрастом (который даёт много деталей в полутенях и полусветах). Но такие пресеты довольно капризны к условиям съёмки и конкретной модели камеры.
Тил-оранжи уместны при обработке репортажки, особенно в случаях, когда в кадре много людей в яркой, несочетающейся между собой одежде. Такие пресеты помогают максимально быстро и беспроблемно сделать из пестроты более-менее гармоничное сочетание цветов. Они просты в применении, обычно не требуют сложных подстроек, а значит, отлично подходят в случаях, когда нужно отдать снимки быстро.
Как добавить пресеты в Adobe Lightroom
Открываем Lightroom, переходим в раздел Develop/Разработка. Нам нужна будет левая графа, в которой хранятся пользовательские пресеты. У вас здесь может быть длинный список, а может быть ничего — зависит от того, насколько активно вы работаете с пресетами. Прокручиваем графу до самого верха, чтобы там появилась пиктограмма +.
После этого нужно будет выбрать директорию, в которую вы сохранили пресеты. И дать команду Import. После этого Lightroom несколько секунд подумает, и пресеты появятся в левой колонке.
Теперь выберите фото, на которое хотите наложить пресет и кликните по имени пресета.
Почему пресет плохо ложится на фото, как это исправить
Самый грустный пункт этого текста. Очень частая история: вдохновлённый новичок покупает (или скачивает) пресеты, которые по превью просто творят чудеса, накидывает их на свои фото, и получается… а ничего хорошего не получается. На превью красиво, у тебя в Lightroom ну, вот так:
Почему так? Очень просто: пресет создаётся с настроек конкретного снимка, снятого на конкретную камеру в конкретных световых условиях. Очень часто имеет значение даже то, в какую одежду одеты люди в кадре. Например, вы смотрите на нежный пресет для портретки, на превью женщина в белом держит младенца на руках. Тоже в белом. Намазываете его на свой снимок, где ваша модель, например, в фиолетовом. И фото уже не смотрится.
Или пресет был сделан под какой-нибудь симпатичный Fujifilm. А у них такие необычные цветовые профили, которых нет у других производителей, что что сделать такой же цвет на другой камере сложно. Я часто работаю параллельно на Fujifilm и Olympus, и у меня хронически два комплекта пресетов под разные камеры. Тут дело в том, что камеры по-разному интерпретируют информацию о цвете и тональном контрасте, поэтому, чтобы добиться схожего эффекта, им нужны разные настройки в Lightroom.
Настройки меняются даже при смене объективов. Часто при переходе, например, с телевика на ширик меняется ББ.
Или пресет собирался под жёсткий контровик, а вы пытаетесь его использовать на снимке с прямым солнечным светом. В этом случае его также придётся подстраивать. Причём чем сложнее пресет, чем больше там всего понакручено, тем меньше шансов, что его удастся приручить.
Что со всем этим делать? Во-первых, не паниковать и посмотреть на параметры экспозиции и баланса белого. Дело в том, что разных камер разных систем будет очень сильно различаться настройка баланса белого. По-хорошему, пресеты на продажу (или просто для других людей) нужно сохранять без пользовательской настройки баланса. Но некоторые люди могут этим пренебрегать.
Так что, если умник-создатель пресета сохранил его вместе с ББ, передайте ему мысленный привет, выставьте баланс на автоматику (или ткните пипеткой в что-нибудь белое на картинке) и посмотрите на неё ещё раз. В четырёх случаях из семи проблема решается с помощью правильного баланса.
Это же относится и к экспозиции — если в пресет зашита коррекция экспозиции на -1, а у вас и так недосвет, снимок будет выглядеть плохо. Такое бывает, когда автор собирал пресет на своём снимке, который был переэкспонирован, и сохранил все настройки вместе с экспозицией.
Если корректировка баланса белого и экспозиции не помогли, дальше есть два пути. Либо смириться, что пресет не подошёл, и попробовать другой, либо пытаться довести до ума этот.
Например, вот так:
Последняя картинка выше меня уже устраивает, пресет выглядит вполне нормально. Чтобы получить её, пришлось поднять вверх значения Highlights/Светлые участки и Whites/Блики. И стало гораздо лучше. Иногда приходится залезть в HSL и поправить там насыщенность какого-то оттенка, иногда — исправить значения контраста или параметры калибровки. Но для этих манипуляций нужно хотя бы примерно понимать, как происходит конвертация и куда лезть. Подробнее о том, как работать с базовыми настройками Lightroom, читайте здесь.
Проблема с пресетами в том, что те, кто ими торгует, часто позиционирует пресет как нечто, что автоматически и гарантированно сделает любые снимки столь же прекрасными, как рекламные фото автора. А это, увы, работает не всегда и не везде.
В семи из десяти случаев пресет приходится незначительно дорабатывать, чтобы он лёг как надо. Сложные пресеты с поканальным контрастом и раздельным тонированием светов и теней частенько приходится дорабатывать для каждой конкретной фотографии внутри серии. Хотя часто идею пресета подают именно так: накинуть его на всю серию и забыть о цветокоррекции.
Как доработать пресет до совершенства:
– поправьте баланс белого (можно воспользоваться автоматикой или пипеткой, подробнее про ББ читайте здесь);
– выставьте нужную экспозицию;
– отсмотрите все вкладки с настройками. Важно понять, на чём построен пресет (на стандартном контрасте (вкладка Treatment/Обработка), на поканальном контрасте (вкладка Tone Curves/Тоновая кривая), на сдвиге цветов (HSL/Цвет), на раздельном тонировании (Split Toning/Цветокоррекция) или на калибровке (Calibration/Калибровка). Помните о том, что существуют пресеты, сочетающие в себе несколько групп настроек;
– после того, как вы определили основные настройки, вокруг которых строится пресет, можно попробовать их подвигать: если смущает избыточный контраст, поработать с ним (вкладки Treatment, Tone Curves), если что-то не с цветом, смотрим HSL, Split Toning и Calibration);