Бокерама — один из способов хакнуть систему и получить более размытый фон, чем позволяет ваша оптика. По сути, это панорама, которую делают ради красивого боке. У такого подхода есть и другие плюсы, например, резкое повышение детализации. О том, как сделать бокераму, зачем она нужна и с какими сложностями можно столкнуться при создании бокерам, читайте в этом материале.
Что такое бокерама и когда она нужна
Как снимать бокераму
Сборка бокерамы в Adobe Lightroom
Что такое бокерама и когда она нужна
Бокерама — это техника, когда снимают панораму ради того, чтобы получить более сильное боке. Такой подход имеет право на жизнь, когда, например, нет светосильного объектива, а красиво размытый фон очень хочется.
Размытие фона зависит от расстояния от камеры до объекта и от объекта до фона. Чтобы получить максимально размытый фон, нужно быть как можно ближе к объекту, а объект располагать как можно дальше от фона.
В случае со съёмкой человека возникает проблема: с близкого расстояния можно получить только достаточно крупный портрет. Чтобы получить ростовой, приходится отходить дальше. И чем дальше отходишь, тем меньше будет уровень размытия.
А если хочется ростовой с такой же бокешкой, как на поясном, есть два выхода: либо купить более светосильный объектив (чем выше светосила, тем сильнее размытие, но выше и цена) или попробовать сделать бокераму.
Повторим и подытожим — бокерама получается, когда мы делаем несколько крупных фото, а потом клеим из неё более общую. Такой подход позволяет сохранить степень размытия и даёт ещё кое-какие плюшки.
Когда бокерама может быть очень полезной:
- когда хотите выжать максимум (и даже немножко больше) размытия фона из объектива;
- когда мало места, отойти некуда, а хочется взять в кадр больше;
- когда хочется получить фото в большем разрешении (если стандартное разрешение вашего кадра 24 Мп, бокерама вполне может дать и 200 Мп).
Также бокераму используют, если хочется получить перспективу, как у широкоугольного объектива, а боке — как у портретника. Сравним кадры ниже.
На снимках выше видно, насколько по-разному объективы передают пространство за спиной модели. На снимке, сделанном на телевик, задний план сильне «прилеплен» к фигуре, и пространства при той же крупности видно меньше. На снимке справа перспективные искажения (сходящиеся линии тротуара, например) заметны сильнее, домов и деревьев видно больше. При этом уровень размытия фона существенно ниже.
На снимке в центре перспектива от правого, а боке — от левого. В этом и есть смысл клеить бокерамы.
Как снимать бокераму
В съёмке нет каких-то существенных сложностей. Перед началом важно зафиксировать экспозицию и баланс белого — чтобы кадры, которые пойдут в бокераму, не различались по этим параметрам. Если они будут различаться, это можно поправить на постобработке, но лучше зафиксировать сразу.
Также важно зафиксировать фокус. Иначе после того, как вы снимете кадр с главным объектом и переведёте камеру на фрагмент с фоном, фокус уйдёт на него, и весь смысл от бокерамы пропадёт. Поэтому фокусируемся на модели и фиксируем фокус. Можно вообще перейти в режим ручной фокусировки.
Сама съёмка бокерамы мало чем отличается от съёмки любой другой панорамы. Делаем снимок, смещаем камеру, чтобы перекрытие составляло около трети кадра, делаем следующий. Повторяем столько, сколько необходимо. Бокерамы могут состоять и из 3, и из 9, и из 30 кадров — всё зависит от того, насколько длинный объектив используется и насколько много помещается в кадр.
Какие трудности могут подстерегать при съёмке бокерамы:
- подходит только для постановки и статики (людям в кадре нужно стараться быть максимально неподвижными);
- если пропустили какой-то кадр, размазали его или слишком сильно сдвинули камеру, это фатально. Придётся начинать сначала.
Сборка бокерамы в Adobe Lightroom
Сначала нужно отобрать кадры, которые будут участвовать в панораме. При съёмке часто получается, что снято больше, чем нужно. Лучше отобрать только те кадры, которые необходимы: следите, чтобы перекрытие было примерно 30%. Можно использовать и большее количество кадров с большим перекрытием, но чем больше кадров включено в панораму, тем медленнее будет работать компьютер.
Можно сразу сделать цветокоррекцию — это необходимо в том случае, если вы, например, забыли зафиксировать экспозицию, и кадры сильно отличаются по светлоте или балансу белого. В этом случае стоит сделать их плюс-минус похожими, иначе панорама может не склеиться. Общую цветокоррекцию удобнее делать уже на готовой панораме.
После того, как отбор сделан, выделяем все необходимые кадры, кликаем правой кнопкой мыши и даём команду Photo Merge/Объединение фотографий, выбираем вариант Panorama/Панорама.
Если компьютер не очень новый и не очень быстрый, изображение может в нём появиться не сразу — программа рисует предпросмотр для будущей панорамы. Adobe Lightroom умеет клеить панорамы в трёх проекциях: сферической, цилиндрической и перспективной. По идее, бокерамы обычно снимаются по приниципу сферической панорамы. Но тут можно попереключать проекции и выбрать вариант, который просто симпатичнее вам визуально.
Дальше необходимо решить, как мы поступаем с появившимися по краям кадра белыми областями. В современных версиях Adobe Lightroom есть два варианта: либо обрезать так, чтобы всё белое исчезло, либо воспользоваться умной функцией и заполнить эти белые области автоматом.
Посмотрим, как работает автозаполнение: поставим галку Fill Edges/Заполнить края.
На этом настройка панорамы завершена, можно её сохранять. Даём команду Merge и ждём, пока автоматика отработает. Если у вас не слишком новый и не слишком мощный компьютер, можно смело заварить себе чайку и включить сериальчик. Например, панорама из 26 кадров на машине с такими параметрами (процессор Intel Core i3 4170 3.70 Гц; видеокарта GeForce GTX 1050, 2 Гб; 16 Гб оперативной памяти) склеивалась примерно 20 минут.
Для комфортной работы с бокерамами в Adobe Lightroom нужно достаточно много оперативной памяти и хорошая видеокарта.
Или можно поискать специальный софт для работы с панорамами. Например, хорошо и быстро с подобными склейками справляется PTGui. Впрочем, стоит эта программа примерно как хорошая видеокарта. И нужна ли она человеку, который не занимается панорамами профессионально, всерьёз и постоянно — большой вопрос.
Иногда слабые машины и вовсе не могут собрать панораму из большого количества снимков. Из трёх-пяти могут, из 26 — уже нет. Тут ничего не поделаешь, сборка панорам в Adobe Lightroom — ресурсоёмкий процесс.
После того, как сборка завершилась, Lightroom сохранит готовую панораму рядом с её частями в формате dng. Прежде чем экспортировать, с ней можно будет поработать, как с любой фотографией в Lightroom — настроить выдержку, контрастность, цвет и баланс белого.
При экспорте учитывайте, что полученный файл будет существенно больше ваших стандартных фотографий — и по размеру в пикселях, и по размеру в мегабайтах. Если вы планируете, например, выложить готовую бокераму в соцсети, есть смысл сразу её уменьшить.