Крупный портрет — это способ показать лицо человека со всеми его эмоциями и мелкими деталями. Такие снимки — возможность максимально сконцентрироваться на человеке, зачастую эти фото получаются наиболее личными. О том, как фотографировать выразительные портреты крупным планом и как избежать технических ошибок при этом, читайте в этом этом материале.
Используйте длиннофокусный объектив
Как следует проработайте образ
Фокусируйтесь на глазах
Не бойтесь непривычного кадрирования
Потратьте время на обработку
Все портреты можно разделить по крупности: на ростовые, поясные, погрудные и крупные. Крупным портретом обычно называют снимок, на котором видно только лицо человека, иногда не полностью.
Подобные снимки интересны и сами по себе, и в серии фотографий. Например, свадебную съёмку украсят фото с эмоциями подружек невесты, или крупный план мамы жениха со слезинкой на щеках.
С одной стороны, с такими портретами работать даже проще — можно практически не думать о заднем плане. Он не столь важен, когда лицо практически полностью или полностью заполняет кадр. С другой стороны, есть ряд технических сложностей, связанных с резкостью и сохранением пропорций лица. Речь об этом пойдёт дальше.
Используйте длиннофокусный объектив
Для крупных портретов важно выбирать подходящую оптику. Оптимальным вариантом будет телеобъектив с эквивалентным фокусным расстоянием от 75 до 135. Работая с таким стеклом, вы убиваете двух зайцев сразу. Во-первых, используете классическое портретное фокусное, которое идеально подходит для того, чтобы сохранить пропорции лица, а во-вторых, не нарушаете личное пространство человека.
Дело в том, что чтобы получить достаточную крупность, нужно либо быть совсем близко к человеку, либо использовать длиннофокусный объектив. Это одна из причин, по которой для крупных портретов не годится широкоугольник — им придётся буквально тыкать модели в лицо. О правильном портретном фокусном расстоянии и том, можно ли снимать людей на широкоугольники, читайте в этом материале. Подборку лучших телеобъективов для разных систем вы найдёте здесь.
Если под рукой нет телеобъектива, и вы работаете на штатный зум, отходите, как можно дальше и выкручивайте объектив на максимальное положение. На смартфон также можно снимать крупные портреты. Лучше выбирать модели с оптическим зумом (их подборку вы найдёте здесь). В любом случае при съёмке крупного портрета на телефон лучше всего использовать двух-четырёхкратное увеличение, чтобы получить правильные пропорции лица.
Как следует проработайте образ
Когда мы снимаем крупный портрет, в кадре не остаётся ничего, кроме лица. Поэтому стоит уделить внимание подготовке этого лица. Очень часто крупные портреты снимают, чтобы показать необычный макияж или боди-арт. В этом случае главным героем кадра может быть работа визажиста, а не сама модель.
Можно также усиливать образ при помощи интересных серёжек и других украшений и использовать некрупный реквизит, например, цветы.
Да и в целом, даже если делать не столь экстремальный в плане макияжа вариант, и даже если у модели прекрасные глаза или интересные черты лица сами по себе, хорошим и аккуратным мейкапом съёмку не испортишь. Если фотосессия о человеке, а не о фантазии визажиста, важно не перестараться с косметикой. Толстый слой тона имеет тенденцию подчёркивать текстуру кожи, а это — гарантированно плюс несколько часов на ретуши.
При съёмке крупных портретов можно практически не беспокоиться об одежде модели. Можно подбирать максимально простые образы, которые не будут отвлекать от лица, или вовсе остановиться на варианте одежды с открытыми плечами, чтобы в кадр попадала только голая кожа.
Также можно добавить необычности, используя интересный свет. Например, маски гобо.
Фокусируйтесь на глазах
При съёмки крупного плана фокус должен быть на глазах. Причём делайте это и в прямом, и в переносном смысле. Точка фокусировки действительно должна быть именно на глазах модели. Не на носу, не на ушах, не на щеках. С учётом крупности, любой из этих вариантов автоматически откинет снимок в категорию технического брака.
Кроме того, глаза передают очень много эмоций и могут сделать портрет более выразительным и драматичным. Существуют разные способы работать с моделью, чтобы получить эмоции на готовых снимках. О некоторых из них мы писали здесь.
В идеальном варианте, в глазах должны быть блики. Это добавляет им объёма, делает взгляд более свежим, а снимок интересным. Блики в глазах можно получить, как во время съёмки, используя осветительные приборы, так и на этапе постобработки. Больше информации по теме вы найдёте в этом материале.
Также глаза можно сделать ещё более выразительными, подчеркнув резкость и контраст в графическом редакторе. Подробнее о том, как это сделать, читайте здесь.
Не бойтесь непривычного кадрирования
В кадрировании портрета есть определённые правила: не резать по суставам, не отрезать людям пальцы и макушки. В случае с крупными портретами можно несколько пойти против системы. Отлично, например, будут смотреться кадры, в которые попала только часть лица или вообще только губы.
В целом даже необязательно, чтобы в кадр помещалось всё лицо целиком. Есть, например, расхожий сюжет, в котором лицо режут ровно посередине.
Подобные варианты кадрирования можно использовать и при съёмке одного человека. Например, фото может выглядеть подобным образом:
О том, что такое негативное пространство, и как с ним работать, читайте в этом материале. О современном подходе к кадрированию — здесь.
Потратьте время на обработку
Одна из больших проблем крупного портрета — то, что на виду оказываются все детали кожи: морщинки, раздражения, пуховые волоски, поры. Даже если ставить максимально мягкий и комплиментарный свет, всё равно от деталей никуда не деться.
Есть лайфхак: чтобы упростить ретушь, можно работать на максимально открытой диафрагме. При нужной нам крупности на объективе в 135 мм глубина резкости будет такой, что в неё попадают только глаза, а щёки из резкости уже немного выскакивают. А где нет резкости — там нет и проблем с кожей.
В целом, это немного спорный совет, но очень действенный. Если конечно, хочется, чтобы всё лицо от кончика носа до ушей было в резкости, диафрагму стоит прикрывать.
Поэтому стоит заранее заложить время на качественную ретушь портретов или привлечь ретушёра, чтобы добиться хорошего результата. Часть ретуши можно доверить нейросетям.
Что касается ретуши, важно добиться правильного скинтона (цвета кожи), убрать нежелательные пряди волос и сделать идеальными те волосы, что нужны в кадре, уделить время глазам и губам.